Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Сочиняем песню-марш

4 апреля 2011, 19:21
автор: Илья Челноков
рубрики: Советы композитора

Уважаемый Илья здравствуйте!

Мы ее победили (аранжировку к романсу — «Касаясь губ твоих губами» сделали). http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/shanson/327238.html?author

Спасибо Вам за советы. Судя по отзывам на сайте, на самом деле видимо неплохо получилось. Не могут же столько народу врать, только чтоб их потом похвалили в свою очередь.

Я работаю над новой песней. Давно задумка есть о маршевой песне про Великую Отечественную. Год назад был конкурс на лучшую так сказать песню о ВОВ. Проводило сообщество «Гринландия». Я как всегда не успел к конкурсу, засомневался несколько в предложениях аранжировщиков по поводу электронных инструментов (VST), что они мне предлагали. По замыслу это маршевая песня, где очень уместны духовые, и чем больше их, тем лучше. Нужен просто духовой оркестр. А поскольку на запись духового оркестра у меня не хватит денег, надо выкручиваться синтезированными инструментами. Вот я и воодушевился насчет песни о ВОВ, теперь думаю, дело пойдет и будет похоже на оркестр, если есть у аранжировщика в его арсенале такие дудки. В приложенном файле черновик под гитару с голосом.

С уважением, Сергей Исаев, composer))).

Здравствуйте, Сергей!

Рад, что Ваша работа, и работа аранжировщика была оценена по достоинству! Поздравляю! Это означает, что Вы на верном пути!

Теперь о новой песне.

Вы и на этот раз правильно почувствовали, как должна звучать песня. Конечно это песня-марш, аккомпанировать должен оркестр (духовой или симфонический). По стилю аранжировки лучше ориентироваться на мэтров советской эпохи, к примеру, марши С. Чернецкого. Обязательно послушайте, там есть чему поучиться. Показательно, как С. Чернецкий отражает настроение и «рисует» образы в своей музыке. Я, кстати, писал об этом в своей книге «Ты композитор. Основы музыкальной композиции» в уроке 18 (Написание песни) и в уроках 19 — 21 (Что делать с набросками).

«Героям Сталинграда» Исполняет: Образцово-показательный орк. НКО п/у С. Чернецкого. Исполнение 1943г.
 

 

«Вступление Красной Армии в Будапешт» Музыка: С.Чернецкий 1945г. Исполняет: Образцовый военный орк. Почетного караула Исполнение 1977г.

 

«Встречный марш Красной Армии» Музыка: С.Чернецкий 1945г. Исполняет: Адмиралтейский оркестр Лен.ВМБ Исполнение 2004г.

 

При подборе инструментов для аранжировки песен-маршей зачастую возникают трудности с басами, а, вернее сказать, с их плотностью: звуки туб и басовых тромбонов не всегда дают её такой, как хотелось бы. Выход из положения: к ним хорошо «подмешивать» контрабасы или бас-гитару.

Ударные, конечно, должны быть оркестровыми (большой и малый барабаны, тарелки, возможно — литавры, треугольник, колокольчики). Живой оркестр, конечно, записать проблематично не только с точки зрения самого факта — найти живой оркестр, который саккомпанирует исполнителю Вашей песни. Перед этим ведь надо сделать аранжировку, инструментовку, написать партитуру для дирижёра, расписать партии по группам инструментов, и только затем оркестр должен всё разучить и исполнить, как следует.

Запись же оркестра как таковая — отдельная сложная работа. Она должна производиться с нескольких микрофонов в помещении с низким или, наоборот, с высоким резонансом. Всё это подбирается также тщательно и со знанием дела.

Синтезаторы же или виртуальные инструменты VST избавляют аранжировщиков от всех этих хлопот. В настоящее время VSTi-синтезаторов со звуками духовых и симфонических оркестров существует достаточное количество. Есть из чего выбирать.

Немного о темпе песни. Его можно утвердить уже после аранжировки. Если аранжировщик работает с VSTi в программе-секвенсоре (Cubase, Samplitude, Pro-tools и т.д.), то сменить темп и тональность не составляет труда. Оптимальный темп для маршей ‒ 105-110 ударов в минуту. Другой темп просто не позволит маршировать, а Вы сочиняете песню-марш. Если Вы хотите, чтобы песня воспринималась как марш, то попробуйте пройтись строевым шагом под готовую аранжировку и сами определите нужный темп произведения. Поэтому Ваш выбор темпа я одобряю.

Теперь о размере в песне-марше. Все марши ТРАДИЦИОННО пишутся в двудольном 2/4 или четырехдольном 4/4 размерах, т.е. размерах, имеющих ЧЁТНОЕ или КРАТНОЕ ДВУМ количество долей. Марш в основном выполняет задачу сопровождения движения (пишется для хождения, причём одна нога при ходьбе выполняет роль ведущей). Шаг ведущей ноги всегда приходится на сильную долю в 2/4 размере, а в 4/4 размере на сильную и относительно сильную доли. В большинстве армий, в том числе и российской, по строевому уставу левая нога является ведущей и задающей движение, отсюда и речёвка для строевого шага — «левой, левой, раз, два, три».

Есть один общеизвестный пример песни-марша, написанной в трёхдольном размере 3/4 — «Священная война» («Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!») музыка: А. Александров слова: В. Лебедев-Кумач (1941 г.). Но это особый случай. «Священная война» в первую очередь патриотическая песня-призыв! При внимательном прослушивании этого произведения открывается очень примечательная особенность — аккомпанемент выстроен так, что создаётся впечатление, будто все доли — сильные, и нет никакого трёхдольного размера. Именно поэтому «Священная война» воспринимается как набат, заставляющий не просто слушать или маршировать, но и быть готовым к решительным действиям!

«Священная война» Музыка: А. Александров Слова: В. Лебедев-Кумач 1941г. Исполняет: Ансамбль п/у А. В. Александрова, Исполнение 1942г.

 

Когда закончите работу над своей песней присылайте послушать результат.
Успехов Вам в работе!

Введите Ваш e-mail::

 

Комментарии:

Сергей Исаев    04.04.2011, 23:48 

Здравствуйте уважаемый Илья!

Спасибо за столь подробные советы. Безусловно мне они очень пригодятся, как в процессе работы над песней-маршем, так и при работе с аранжировщиком.

Обязательно пришлю, что получилось.

С уважением, Сергей.