Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Александр Зацепин – композитор целой эпохи (часть первая)

12 июля 2011, 21:03
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Александр Зацепин – композитор целой эпохи (часть первая)

Мы живём в эпоху голливудских блокбастеров. Любим зарубежных актёров, ценим чуткость зарубежных режиссёров и, естественно, в нашей фонотеке музыка из любимых фильмов... тоже иностранных. К сожалению, об отечественных композиторах мы и не вспоминаем. Родная музыкальная культура перестала нас интересовать. Современная молодёжь уже не увлекается российским и советским кинематографом, и, уж тем более, не ведает о том — кто писал музыку к отечественным картинам.

Непререкаемо комедийный композитор

Такие фильмы как «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Двенадцать стульев» и «Бриллиантовая рука» продолжают жить, как неиссякаемый источник юмора и сатиры. Музыка из вышеперечисленных кинолент узнаваема и любима. А ведь создавалась она в очень непростое время, когда цензура и навязанная идеология диктовали правила и стандарты культуры каждому советскому человеку. Но, к счастью, уже в тот непростой период появились музыканты, которые в своём творчестве на первое место ставили не коммунистическую идеологию и восхваление партии, а искусство в его чистом виде. Одним из таких композиторов был и остаётся Александр Сергеевич Зацепин.

Спросите у любого молодого человека на улице, что он думает о творчестве Зацепина? Думаю, вы удивитесь, потому что вам скажут либо о том, что такого деятеля искусств никто не знает, либо с улыбкой на лице ответят: «А, это тот выпускник Фабрики звёзд!». И подобного рода ответы огорчают очень сильно. Мы не только не интересуемся своей музыкальной культурой, мы элементарно даже не знаем тех, кто отечественную культуру создавал.

Есть только миг между прошлым и будущим!

Творчество Александра Зацепина было любимо всей страной. И, что примечательно, большинство песен написаны композитором для кинофильмов: «Остров невезения» и «Где-то на белом свете», «Земля Санникова» были известны каждому советскому человеку. До сих пор у костров поют всем известную «Есть только миг», а ведь автор её — Зацепин! Но знаете ли вы, как создавались эти песни? Большинство из нас считают, что работа композитора представляет из себя малозначительный труд. Ну, подумаешь, мол, надо написать музыку к видеоряду. Вот тут она будет весёлой, вот тут грустной. На самом деле композитор порой решает не менее сложные задачи, чем режиссёр. И картина «Кавказская пленница» яркий тому пример.

В 1966 году на «Мосфильме» едва не разгорелся настоящий скандал. При работе над музыкой к комедии «Кавказская пленница» у композитора Александра Зацепина возникли творческие разногласия с Леонидом Гайдаем. Режиссёр отвергал один за другим варианты песни, которую должна была исполнять героиня Натальи Варлей (саму песню исполняла Аида Ведищева). Руководство киностудии пошло на радикальные меры и отправило Зацепина вместе с поэтом Леонидом Дербенёвым в Алушту, где снималась картина. После окончательного варианта песни, предложенной Гайдаю, режиссёр просто махнул рукой. Он считал, что советский человек «не будет такое петь». Кто бы мог подумать, что уже через год комедия станет настоящим хитом кинопроката. В общей сложности её посмотрят более 80 миллионов человек. А песня про медведей зазвучит везде — от ресторанов до пионерских лагерей.

Можно сказать, что эта композиция стала полноценным хитом Александра Сергеевича. С этого момента его талант признавали повсеместно. И на «Мосфильме» для Зацепина открылись все двери. Трудно было поверить, что молодой композитор из Сибири сможет очаровать весь Советский Союз.

Начиналось всё с милого доктора...

Музыкальная карьера композитора началась в городе Алма-Ата, где на студии «Казахфильм» в 1956 году Зацепин впервые написал музыку к фильму «Наш милый доктор». Это сейчас нам кажется, что музыку можно создавать где угодно и когда угодно. В советское же время на всю страну существовало всего две полноценные студии звукозаписи. Поэтому подолгу службы Александру Сергеевичу пришлось наведываться в Москву. Увиденное не могло оставить Зацепина равнодушным, поскольку «Казахфильм» не выдерживал конкуренцию с масштабами московского кинематографа и возможностями, которые открывались на «Мосфильме». Эти несколько поездок стали для Зацепина судьбоносными, поскольку он решил пойти ва-банк и попробовать свои силы в столице.

Москва встретила композитора вполне прогнозируемыми бытовыми трудностями и прохладой. Первое время Зацепину приходилось даже подрабатывать в ресторанах, играя на аккордеоне, чтобы элементарно прокормить семью. Кто знает, возможно, именно в одном из ресторанов кто-то и заметил талантливого музыканта, поскольку именно Зацепина порекомендовали режиссёру Леониду Гайдаю, который как раз искал композитора для картины «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Успех комедии о похождениях советского студента был просто оглушительным. И с того времени у Александра Сергеевича больше не было проблем с работой, так как он смог найти общий язык с режиссёром Леонидом Гайдаем и поэтом Леонидом Дербенёвым.

А Гайдай требовал коммунистического уклона для «Зайцев»

В скором времени началась работа над фильмом «Бриллиантовая рука», где Гайдай уже дал возможность Зацепину написать целых три песни! Но только в этот раз недопонимание возникло между Александром Сергеевичем и поэтом Дербенёвым. Ныне известная всем «Песня про зайцев» в своём первоначальном варианте содержала такие слова: «Пусть я пороха и не выдумал, пусть Америки не открыл вовек. Я простой советский человек». Зацепин сразу заявил, что песню о «простом советском человеке» никто и нигде не будет петь. Дербенёв попытался отстоять свой текст, намекнув, что уж Гайдай-то эти слова одобрил, на что Александр Сергеевич ему ответил: «Мы, что, для Гайдая пишем?». Уже через несколько дней поэт Дербенёв переписал слова и «простой советский человек» был заменён на зайцев, что косили траву в тёмно-синем лесу. Юмористический уклон Зацепину понравился, и всё было бы хорошо, но вот проблема — в песне отсутствовал припев. Днём и ночью композитор подбирал разные варианты, но всё было тщетно. Ведь композитор при написании песни отвечает перед своей душой и сердцем. Решение проблемы пришло неожиданно. Однажды утром Александр Сергеевич брился и в звуках электробритвы он услышал мелодию, которая и легла в основу припева «Песни про зайцев».

Но в СССР, прежде чем выйти на экраны, любой фильм подвергался тщательной цензуре. «Бриллиантовую руку» посчитали сатирой на жизнь советского человека, а песню о зайцах восприняли как оскорбление. Как вообще можно было сравнивать гражданина СССР с зайцами? «Остров невезения» заподозрили в сравнении с дружественной Кубой. В общем, если бы не Леонид Брежнев, которому фильм очень понравился, не видать нам «Бриллиантовую руку». Об этих факторах мало кто знает, поэтому люди в большинстве своём даже не подозревают — насколько сложно было работать в СССР.

Любой композитор мечтает о том, чтобы его музыку услышало как можно больше людей. И такая возможность Александру Сергеевичу была предоставлена при работе над советско-итальянским проектом «Красная палатка». Зацепин написал музыку для фильма. Но итальянский продюсер Франко Кристальди посчитал, что в международном прокате картина может неплохо заработать только при участии звёзд мирового уровня. А Зацепина, кроме как в СССР, никто не знал. Поэтому международная версия «Красной палатки» была выпущена с музыкой Эннио Морриконе. Без согласования с режиссёром фильма и композитором...

 

Продолжение следует...

Введите Ваш e-mail::

 

Комментарии:

Дмитрий    05.06.2013, 13:50 

Здраствуйте я ученик Новосибирского Пед Колледжа я хотел бы взять песню на хор "Давным Давно" Но не могу не где найти ноты не подскажите где можно их взять???

Валентина    17.10.2016, 09:42 

Помню, как его музыка стала просто глотком свежего воздуха в свое время, все знали и любили его песни. Я 8 ноября иду на концерт Александра Сергеевича в честь его 90тый юбилей.