Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Владимир Дашкевич: «Социальный заказ во всём мире построен на удалении культуры от человека»

22 октября 2011, 17:12
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Владимир Дашкевич: «Социальный заказ во всём мире построен на удалении культуры от человека»

Владимир Дашкевич – знаковая фигура в советской и российской музыке. Благодаря философии этого композитора мы имеем возможность разобраться не только в трудностях восприятия современной культуры, но и понять истинное назначение музыки в жизни человека. Не будет откровением, что в наши дни идёт настоящая война против культуры как таковой. Владимир Сергеевич не раз говорил об этом в своих интервью, но даже в столь непростое время каждый из нас может самостоятельно сделать правильный выбор. А музыка (настоящая музыка!) станет лучшим помощником в этом вопросе…

Мода ничего не значит

Совсем недавно я услышал по радио слова одной  российской артистки, которая отзывалась о творчестве коллег по цеху на Западе. Она похвалила их со словами: «Люблю, потому что песни звучат по-современному». По какой-то нелепой причине мода навязывает правила даже в музыкальной культуре. Но Владимир Дашкевич предостерегает современное поколение от слепого следования мнению большинства. Он подчёркивает, что музыка как формализованное искусство сводится к двум критериям: запоминаемость мелодии и понимание того, что в песне затрагивается актуальная для человека проблема.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что музыка живёт вне памяти человечества. Возьмём, к примеру, Индию – народ этой страны помнит родной эпос только по одной причине – люди его поют! Взгляните на классическую музыку – она была создана сотни лет назад. Но классика и по сей день востребована. Как же разобраться в том – какую музыку стоит беречь, а какую нет? Владимир Сергеевич предлагает простой способ для каждого из нас. Спросите себя - какие мелодии приходят на ум? Теперь посмотрите в вашу фонотеку – есть ли в ней песни, мелодии из которых вы носите в своём сердце больше года? Если таких песен нет, смело избавляйтесь от такой фонотеки. Для вас это мусор.

Минор в музыке – знак неудачи

Композитор уверен в том, что песня представляет собой маленькую программу выживания. Взглянем на современную российскую поп-музыку – почти 90% песен написаны в миноре. Это легко объяснимо, в миноре легче сочинять и эмоционально воздействовать на слушателя. Но переизбыток минора может «запрограммировать» человека на неудачу, что, в общем, сегодня и происходит. В итоге Россия воспитывает поколение неудачников. Но самое страшное, когда минор переносится в блатную песню, замаскированную под шансон. В итоге половина страны живёт в уголовной романтике.

В той же Европе всё по-другому. Когда вы летите самолётами крупнейших авиакомпаний, то можете послушать музыку в наушниках. На выбор – французская, английская, итальянская и даже индийская эстрада. Но нигде нет русской. Потому что мир не воспринимает нашу поп-культуру.

Композитор имеет однозначное мнение и о современном роке. Владимир Сергеевич считает, что рок-культура была интересным явлением, но быстро умерла и мутировала в коммерцию. На мой взгляд, ещё более лицемерную, поскольку маскируясь под нечто возвышенное, современный рок является таким же зарабатыванием денег. Среди достойных представителей жанра Дашкевич выделяет Rolling Stones и Beatles, которые стремились к сложному строению музыкальной формы.  

«Народ легко ловить на резонансные крючки»

Не меньше проблем и в танцевальном жанре. Владимир Дашкевич считает это направление предсказуемым и просчитанным на несколько лет вперёд. Больше половины современной танцевальной поп-музыки создано на секвенсорах. Любой композитор вам подтвердит, что в таких «творениях» нет никакой информации. С клубной музыкой уже проведено множество экспериментов и научно доказано, что она биологически НЕСОВМЕСТИМА с природой. От клубной танцевальной музыки вянут растения, гибнут рыбы и сворачивается молоко. А толпы молодых людей с пятницы по воскресенье живут в ночных клубах.

История человечества уже доказала, что плотность ритмической информации увеличивается чуть ли не каждые пятьдесят лет. Обратите внимание, новое поколение живёт уже в другом (отличном от предыдущего) интонационном резонансе. Время просто рвётся на короткие ритмические отрезки. Лесенка жанров на лицо: гавот, менуэт, полонез, полька, фокстрот, рок, рэп и, наконец, техно. Но самое страшное, что этого не понимает молодёжь. Молодому поколению через музыку даётся, грубо говоря, «секс-задание» - родить определённое количество детей. С помощью резонансных крючков человека очень легко превратить в послушного раба. Как только подсознание привыкло к однотипным сигналам, человек послушно выполняет задание.

Художники, власть и зомби

Владимир Дашкевич разделяет современное человечество на три группы: художники, власть (политики) и зомби. Последние составляют абсолютное большинство. Сами понимаете, что востребованность культуры у зомби-населения крайне низка. Мы часто слышим такую фразу: «уровень качества российской поп-музыки просто ниже плинтуса». Так вот имейте в виду, плинтус уже сорвали и долбят бетон с целью достигнуть ещё более низкого уровня. Помимо вырождения  лексики в песнях, на десятый план уходит и мелодия. Почему? Всё очень просто. Она заставляет человека взглянуть в зеркало души. Она вызывает из глубин свет, обличающий несовершенство каждого из нас. Социальный заказ во всём мире построен на удалении культуры от человека, на неприятии мысли о саморазвитии. Ни о каком личностном росте при таком раскладе и речи быть не может.

Суждения Владимира Дашкевича, его теория музыки для современной культуры просто неоценимы. Ведь он не просто говорит о том, например, что «поп – это плохо, а классика – хорошо». Композитор объясняет свою позицию с точки зрения науки и психологии. Голословностью тут не пахнет. Владимир Сергеевич однажды заметил, что музыка, сохранившаяся в памяти человечества спустя сотню лет, уже считается классикой. Музыку, которую помнят на протяжении полвека, заслуженно можно назвать хорошей. А песни, которые забываются через год, достойны забвения на самом деле. Вот вам и критерий, который поможет сориентироваться в океане звуков и мелодий.

Конечно же, композитор никому не навязывает свою точку зрения и всячески против любого насильственного убеждения в чём бы то ни было. Но если вы хотя бы на миг отбросите условности, навязанные вам современным социумом, то поймёте одно – противопоставить словам Дашкевича на самом деле нечего. Он прав. Нравится нам это или нет. Поэтому в следующий раз задумайтесь о том – какими песнями и какой музыкой вы себя окружили. Возможно, настало время перемен…

Введите Ваш e-mail::

 

Комментарии:

Яков Золотов    24.10.2011, 00:27 

Спасибо за интересную статью. На мой взгляд, Владимиру Дашкевичу стоило бы написать книгу, которую можно было бы назвать "Теория музыки". Мысли этого композитора лично мне помогли справиться с внутренними конфликтами. С одной стороны, я слушаю и поп-музыку, но с другой стороны понимаю истинную ценность классики, которую воспринимаю далеко не всегда. И эти два полюса во мне никак не могли сойтись. Когда я прочитал два материала о Владимире Дашкевиче, то многое понял для себя.

Спасибо!