Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Алексей Рыбников: «Основой любого произведения искусства должна быть энергия»

3 ноября 2011, 22:25
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Алексей Рыбников: «Основой любого произведения искусства должна быть энергия»

Композитор Алексей Рыбников за всё время творческой карьеры пробовал себя в разных жанрах – от классики до рок-оперы. И многие музыкальные произведения Рыбникова любимы и узнаваемы публикой до сих пор. По словам Алексея Львовича, творчество любого композитора будет востребовано и любимо только в том случае, если оно наполняет человека энергией жизни…

«Я делаю только то, что мне интересно»

Алексей Львович пишет музыку уже много лет. При этом он ни разу не был замечен в обществе московского бомонда, что для современных композиторов нетипично. Рыбников никогда не считал себя «тусовочным» человеком, подчёркивая, что публика воспринимает в первую очередь уже созданное творчество, на основании которого рисуется определённый образ автора. Он никогда не стремился к популярности, хотя многие не понимали его нежелания общаться с коллегами и потенциальными спонсорами на всевозможных вечеринках. «Я делаю только то, что мне интересно» - этой фразой композитор раз и навсегда отбросил череду вопросов о страхе потерять популярность и о нежелании стать частью российского шоу-бизнеса.

 

Искусство должно окрылять

Около 20 лет назад Алексею Рыбникову пришлось столкнуться с цензурой, поскольку его рок-оперы воспринимались как угроза режиму и традициям советской музыки. Однако особняком среди бесконечной войны политики и творчества стоит «Юнона и Авось», которая и по сей день популярна. Композитор считает, что здесь нет никакой загадки или секрета, просто зритель взаимодействует на ментальном уровне с тем, что происходит на сцене. И любое действо, которое несёт в себе созидательный заряд, никогда не канет в лету. Алексей Львович считает, что основой любого произведения искусства должна быть энергия. Если опера, концерт, мюзикл и вообще любое представление бездарны, то они будут отнимать энергию у зрителей. И наоборот, человек будет ощущать за спиной крылья после прикосновения к настоящему творчеству, рождённому в гармонии сердца и души. Композитор с грустью отмечает, что в последние годы подобные ощущения стали настоящей редкостью. Испортилось всё – эстрада, театр и кино…

По словам Алексея Львовича, сложно оценивать и волну мюзиклов, прокатившихся по России. С одной стороны, это был неоценимый опыт для развития жанра в нашей стране, но с другой стороны, практически все мюзиклы были лишь повторением уже пройденного пути. «Нотр-Дам де Пари» и «Ромео и Джульетту» из-за границы привезли продюсеры. А где есть продюсеры, там будет и жажда высоких гонораров. Но были и попытки создать мюзикл с нуля. В качестве примера Рыбников приводит «Норд Ост», музыку из которого он называет непосредственной и душевной.

Киномузыка – это творческая лаборатория

Алексей Львович считает работу в кино важнейшим опытом его жизни. Он работал над фильмами «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Усатый нянь», «Про Красную Шапочку», «Шла собака по роялю», «Через тернии к звёздам», «Ералаш» и другими проектами. Кроме того, в прошлом, как уверяет композитор, собственные сочинения было не так просто представить широкой публике. Если композитор хотел слышать свою музыку в концертных залах Советского Союза, ему нужно было, грубо говоря, работать на государство. Рыбников и сейчас придерживается мнения о том, что это несправедливо. Кинематограф, в свою очередь, давал возможность заниматься творчеством без влияния системы, это была своеобразная защита от идеологии коммунизма.

Молодым композиторам России не позавидуешь…

Алексея Рыбникова часто спрашивают о том – как он относится к творчеству современных российских композиторов? Он всегда отвечает, что рад бы и послушать новую музыку, да только где? Трудно обойтись без сравнения с США, где к талантам относятся с уважением и делают всё возможное, чтобы они развивались. В России никому нет дела до молодёжи. В Америке же гонорары за новую песню доходят до 250 тысяч долларов и это, так сказать, далеко не порог западного шоу-бизнеса.

Настоящий талант, как считает Рыбников, не способен быть наглым и вульгарным. А в современной России эти два качества едва ли не единственное, чем можно «пробить» себе дорогу. Алексей Львович считает, что наше поколение похоже на животных из зоопарка под названием «СССР», которых вдруг резко выпустили в джунгли. А в джунглях ещё предстоит научиться жить. При этом композитор уточняет, что настоящие творческие жемчужины останутся… и настанет день, когда их признают. Рано или поздно.

Введите Ваш e-mail::

 

Комментарии:

Олеся    05.11.2011, 10:26 

Илья, больше спасибо за ваше творчество. Использую его на уроках музыки. А вот теперь открыла для себя еще и ваши статьи о российских композиторах! Теперь буду включать в план уроки по вашим статьям! Вы не только расширяете наш кругозор, а еще и даете богатейший материал для классных часов и уроков по современной музыкальной литературе! Считаю это очень и очень важным!

СПАСИБО!!!!!!

(Педагог музыкального образования, г. Воронеж)

Илья Челноков    08.11.2011, 15:51 

Спасибо, Олеся! Рад, что мои рассказы о наших композиторах и артистах открывают Вам что-то неизвестное. И очень радует то, что Вы будете открывать это детям. Это очень важно, потому как нам всем надо знать и не забывать нашу культуру. Успехов Вам в вашей работе!

Яков Золотов    09.11.2011, 22:05 

Спасибо за такие интересные рассказы. Как жаль, что этим композиторам не дают площадку, чтобы они высказались полноценно и на всю страну. Я думаю, у молодёжи изменились бы представления о музыке...