Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Максим Дунаевский: «В России шоу-бизнеса нет!»

9 ноября 2011, 21:44
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Максим Дунаевский: «В России шоу-бизнеса нет!»

Наверное, трудно себе представить – что случилось бы с музыкальным театром в нашей стране, если бы не Максим Дунаевский – сын великого композитора Исаака Дунаевского и по сей день остаётся одним из главных экспертов в своей области. А ведь судьба Максима Исааковича могла сложиться совсем по-другому: в его репертуаре были кантаты и сонаты, но любовь к музыке в театре оказалась намного сильнее.

«Федот», причём именно тот

Когда в прессе говорят о Максиме Исааковиче, невольно возникает вопрос – легко ли быть сыном столь знаменитого отца?  Ведь за спиной о себе напоминают былые заслуги Исаака Дунаевского – определённая «планка качества», которую ни в коем случае нельзя понижать. Но, как говорит сам Максим Дунаевский, для него не было иной альтернативы, кроме как посвятить себя музыке. Он начал учёбу на теоретико-композиторском факультете музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, сразу же погрузился в искусство с головой. Благодаря таланту педагогов Андрея Эшпая, Альфреда Шнитке, Тихона Хренникова, Николая Ракова и Дмитрия Кабалевского Максим Исаакович получил отличное профессиональное образование. Как вспоминает композитор, поначалу, естественно, интерес вызывала его фамилия, но со временем пришлось упорно трудиться и доказывать всем, что «ты Федот, причём именно тот».

Театр плюс ТВ

Переломным моментом в судьбе Максима Дунаевского стало приглашение поработать музыкальным руководителем в театр при МГУ. В тот момент композитор понял, что не мыслит свою жизнь без театра и все его композиции того времени писались исключительно для театральной сцены.

Одной из по-настоящему удачных работ на заре его профессиональной карьеры была музыка к фильму «Синие зайцы» режиссёра Виталия Аксёнова. К сожалению, музыкальная картина не сыскала большой популярности у советского зрителя, но именно в работе над ней Дунаевский получил необходимый опыт.

Максим Исаакович написал музыку более чем к 30 фильмам, среди которых «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Ах, водевиль, водевиль», «Мэри Поппинс, до свидания!», «В поисках капитана Гранта», «Мушкетёры двадцать лет спустя», «Граница. Таёжный роман (сериал)», «Двенадцать стульев (картина 2005 года)», «Парк советского периода» и многие другие.

«В России шоу-бизнеса нет!»

Максим Дунаевский охотно обсуждает современное музыкальное искусство. Он никогда не стремился стать частью «тусовки», поскольку считает, что в России шоу-бизнес, как таковой, отсутствует. Профессионалы отечественной музыкальной индустрии очень разобщены. Возможно, в этом и кроется беда современности. Дунаевский, глядя на представителей русской поп-музыки, недоумевает – как можно выпускать на сцену людей, которые к музыке не имеют никакого отношения, а также не в состоянии отделить «плохое» от «хорошего»? Однажды он даже вывел универсальную формулу «звёздности»: берётся мальчик с улицы, в которого вкладывается 500 тысяч долларов. И всё – «звезда» готова!

Поэтому, по словам Дунаевского, не совсем верно принимать то, что творится на эстраде, за шоу-бизнес. Максим Исаакович подчёркивает, что будь у руля российской музыки профессионалы, они бы действовали по-другому. Конечно, необходимо прислушиваться к зрителю, чувствовать его, тренировать собственную интуицию, но главное – способность создавать нечто особенное. Задача композитора – передать простым людям на языке нот ощущение времени. Если композитор справился с этим, его творение никогда не станет однодневкой.

«Поток музыки захлёстывает слушателей как мутное цунами»

Максим Дунаевский работает сейчас исключительно в своё удовольствие. Иными словами, занимается только тем, что ему интересно. На большую сцену попасть не стремится, поскольку крайне негативно отзывается о тех, кто ею нынче управляет. Композитор подчёркивает, что зрители каждый день вынуждены любоваться на «когорту слабо поющих и слабо понимающих музыку людей». Как можно в этой компании заниматься настоящим творчеством? Вспоминая СССР, композитор хоть и соглашается с тем, что была жуткая цензура, но отмечает, что в прошлом в худсоветах артистов прослушивали настоящие профессионалы. Сейчас большинство вопросов решаются (или не решаются) исключительно благодаря спонсорской помощи. И чем проще и примитивнее товар, который можно продать, тем больше продюсеры пытаются искоренить в молодёжи чувство прекрасного, а также способность воспринимать настоящую музыку…

Продолжение следует…

Введите Ваш e-mail::