Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Большая опера – это гораздо больше чем конкурс!

17 ноября 2011, 21:51
автор: Илья Челноков
рубрики: Таланты мира

Конкурс Большая Опера

Как здорово, что российское телевидение всё ещё поддерживает телеканал «Культура»! И как замечательно, что наконец-то начали появляться на этом телеканале профессиональные конкурсы, действительно открывающие миру талантливых музыкантов-исполнителей! И как приятно сознавать, что эти состязания приобщают к классической музыке всё больше и больше зрителей. Конечно, с заполонившей всё и вся попсой тягаться сложно, но, я считаю, что «Культура» движется в правильном направлении. Только такими, заимствованными у «противника», методами можно этого самого противника потеснить с доминирующих позиций. Хочется верить, что Конкурсом молодых оперных исполнителей «Большая опера» просвещение народонаселения не ограничится, потому, как читать на YouTube комментарии под роликами-фрагментами этого конкурса уже даже и не смешно. Пропасть, которая отделяет людей от классики, лично в меня вселяет настоящий ужаст. Оказывается, люди настолько далеки от того искусства на которое им открывают глаза, что не могут отличить оперного певца от попсового исполнителя! Судя по комментариям, недоразвитие в культурном плане девочки и мальчики не могут не то что «переварить», но даже просто воспринять большое искусство. Такое ощущение, что в головах у них DOS, а Blu-Ray им дают для восприятия. И вот здесь у меня лично возникает вопрос: «Почему в послевоенном и полуразрушенном СССР культура развивалась, не смотря на разруху? А современная культура на поверку оказывается обыкновенной помойкой?» Следом за вопросом приходит и ответ: «Потому, что по радио постоянно транслировались лучшие образцы классической музыки, спектаклей, тогдашней эстрады. А сегодняшнее радио наполнено пошлостью, бездарными попевками и безголосыми отбросами эстрады!» Тогда не было телевизоров, а вот говорящая и поющая радио-«тарелка» была почти в каждой семье. Молодые люди и подростки, не обучаясь в музыкальной школе, наизусть знали арии из опер! И это поколение восстанавливало и развивало нашу страну. Сейчас мы целенаправленно разрушаем то, что создавалось великим трудом и любовью наших предков.

Сегодня мир переполнен ненавистью, завистью, нетерпимостью. И всё это — следствие разрушения культуры. А закон её сохранения прост: чем больше человек знает, чем больше может воспринять, тем меньше места в его душе негативизму и прочему разрушительному. Давно и общеизвестно, что классика настраивает на созидание, а не на разрушение. Даже растения весело пускают новые побеги, если фоном для их культивации служит бессмертная музыка Моцарта. А бурёнки прекращают давать молоко, если им включали тяжелый рок. Всё это — научные факты. Поэтому я верю, что телевизионный конкурс молодых оперных исполнителей «Большая опера» откроет души многих зрителей навстречу прекрасному, доброму, вечному и созидающему!

Чувство гордости переполняет меня от того, что у нас в стране есть такие замечательные голоса — достойная смена мастодонтам оперной сцены, пик творческой славы которых пришелся на Советское время. А ведь в конкурсе принимает участие лишь небольшая часть талантливой России! Помните фильм, старый чёрно-белый фильм «Приходите завтра»? Уверен, что образ сибирского самородка Фроси Бурлаковой в российской глубинке имеет своих прототипов и сегодня. Надо только суметь отыскать их, поддержать, направить. Быть может, «Большая опера» вселит в них надежду, и кто-то отважится продемонстрировать себя пусть не в Москве, пусть не на канале «Культура», но человеку искусства, который (как знать?!) подскажет им верный путь к раскрытию таланта и не позволит угаснуть дару божьему.

Я начал смотреть конкурс не с самого начала. Моё погружение в «Большую оперу» началось с состязания Олега Полпудина и Сергея Плюснина. И, честно говоря, я оторопел от услышанного. Подобно чуду было открытие мною молодых исполнителей, и не где-то за границей, а у нас в России! Затем я познакомился с выступлениями других участников конкурса: Евгения Кунгурова, Александра Миминошвили, Вероники Джиоевой, Ларисы Андреевой, Александры Ковалевич, Евгении Ширинянц. Благо, Интернет и сайт телеканала «Культура» даёт возможность пересматривать и переслушивать конкурсные выступления по многу раз. Это, кстати, и помогло мне утвердиться в первоначальных предпочтениях. Все артисты хороши, но для себя я особо выделяю Сергея Плюснина, Александра Миминошвили, Александру Ковальчук и Веронику Джиоеву. Но это моё личное предпочтение. Вообще, у всех конкурсантов большое будущее, и я желаю им всем «попутного ветра» в их путешествии по миру музыки.

Неподражаемы и ведущие конкурса Святослав Бэлза и Алла Сигалова! А имена и титулы постоянных членов жюри не позволяют усомниться в том, что их суд компетентен и в высшей степени профессионален: оперная певица народная артистка СССР Тамара Синявская, генеральный директор Латвийской Национальной Оперы Андрейс Жагарс, профессор Академии хорового искусства, художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России Дмитрий Вдовин. Возглавляет же певческое судейство звезда мировой оперной сцены, народная артистка СССР Елена Образцова. В качестве приглашенных членов жюри выступают деятели культуры и искусства.

Режиссёр-постановщик — руководитель театра «Геликон-Опера» народный артист России Дмитрий Бертман. Участники проекта «Большая опера» выступают в сопровождении камерного оркестра Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского под управлением Феликса Коробова.

Хочется пожелать не только участникам, но и устроителям конкурса: не останавливаться на достигнутом, а идти дальше! Искать новые идеи по-настоящему просветительских и культурных музыкальных состязаний. Как знать, возможно, не за горами и конкурс современных композиторов. Вот это было бы также весьма и весьма интересно. Не хочется верить в то, что веками сложившаяся традиция «хороший композитор — мёртвый композитор» будет продолжать жить и дальше, а дирижёры и оркестры всё также не будут браться за исполнение произведений современников. На мой взгляд, сегодня пришло время ломать эту традицию. Здесь, быть может, и кроется одна из причин доминирования попсы над настоящим и вечным искусством.

Введите Ваш e-mail::

 

Комментарии:

kroko    08.08.2012, 16:34 

Здравствуйте!
  1. Насчёт неподражаемости Аллы Сигаловой соглашусь: такой вульгарной, развязной, грубой, фамильярной ведущей на канале "Культура" давно не было видно! Извините, но с такими манерами нужно вести не конкурс оперных певцов, а конкурс красоты в провинциальном борделе.
  2. Меня не оставляет ощущение, что Веронику Джиоеву победительницей назначили заранее! Огрехов в её вокале было ненамного меньше, чем у других участников; скажем, колыбельную из "Порги и Бесс" она спела вообще ПОД НОТАМИ, примерно на 1/8 тона ниже, чем нужно. Человеку с абсолютным слухом слышать это было вообще невыносимо! Более чем удивительно, что НИКТО из членов жюри ей на это не указал.
  3. Ну и об оркестре. Когда фальшивят СКРИПКИ, это уже ни в какие ворота не лезет!
  4. Лучшим среди участников, на мой весьма просвещённый взгляд, был Александр Миминошвили.