Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Александр Даргомыжский. Когда звук выражает слово…

7 февраля 2012, 20:52
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Александр Даргомыжский. Когда звук выражает слово…

Он был не просто талантливым композитором, но и последователем идей Михаила Глинки - родоначальника русской классической музыкальной школы. Недаром Модест Мусоргский называл Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды». Но одной из главных заслуг композитора является любовь и уважение к русской народной культуре, которую он развивал в классической музыке, выводя её на совершенно новый уровень.

Александр Сергеевич родился 2 (14) февраля 1813 года в Тульской губернии. Он происходил из старинной дворянской семьи, его матерью была смоленская дворянка княжна Козловская, а отец происходил из семьи помещиков. С самого детства родители уделяли особое внимание обучению сына не только науке, но и искусству. Сергей Николаевич и Мария Борисовна считали, что музыка является необходимым фундаментом в развитии любого человека, поскольку она помогает воздействовать на детей и воспитывать их. С шести лет Даргомыжский учился игре на фортепиано. Спустя некоторое время родители наняли для обучения сына музыканта Андриана Данилевского. В 12 лет Александр Сергеевич в буквальном смысле заболел музыкой. Очень часто в доме были слышны споры Даргомыжского со своими педагогом, который обучал маленького Сашу технике фортепианной игры, но тот большую часть времени тратил на сочинение собственных маленьких сонат и рондо. Что удивительно, сам Данилевский был против занятий сочинительством своего подопечного. В дополнение музыкальному образованию мальчик начал брать уроки вокала. И ему совершенно не помешал тот факт, что до пяти лет Даргомыжский не разговаривал. В итоге голос Александра Сергеевича навсегда остался чуть хрипловатым и высоким, что, впрочем, не помешало композитору в будущем привлекать публику не только музыкой, но и красотой вокального исполнения.

И лирика, и общество, и государство

Как признавался сам Даргомыжский, судьбоносной в его жизни стала встреча с Михаилом Глинкой, который сумел разглядеть в молодом человеке композитора по призванию. Между Михаилом Ивановичем и Александром Сергеевичем установились тесные дружеские отношения, которые объединила любовь к музыке. Глинка всячески помогал юному композитору, развивал в нём музыкальные навыки, для чего не пожалел даже свои конспекты по теории музыки, записанные на уроках Зигфрида Дена. В то время Глинка работал над оперой «Иван Сусанин» и Даргомыжский, попутно обучаясь, помогал старшему другу во всём: разучивал партии с певцами, репетировал с оркестром и даже подыскивал нужные инструменты.

Поэзия Александра Сергеевича Пушкина в какой-то мере стала настоящим вдохновением в формировании Даргомыжского как композитора в 1830-е годы. Александр Сергеевич написал серию романсов на стихи знаменитого поэта: «В крови горит огонь желанья», «Вертоград», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Я вас любил». Но, помимо лирических произведений, композитор писал и на социальные темы. Так, например, песня «Свадьба» стала настоящим хитом того времени среди студенческой молодёжи. В отличие от коллег, которые предпочитали держаться чисто «музыкального общества», Даргомыжский был завсегдатаем литературных салонов и художественных кружков, на которых нередко аккомпанировал исполнителям, просто играл на фортепиано и скрипке, а порой лично исполнял новые вокальные пьесы.

Особое место в творчестве Александра Сергеевича занимают песни, написанные на слова поэта Алексея Кольцова. Нельзя сказать, что тематика жизни простых людей была в то время популярна. Тем не менее, Даргомыжский передавал драматичность чувств и переживаний русского народа настолько искусно, что такие песни как «Без ума, без разума» и «Лихорадушка» быстро обрели популярность.

«Русалка»

Но, пожалуй, главным произведением в жизни композитора является опера «Русалка», над которой он трудился целых 10 лет! Александр Сергеевич изучал фольклор, чтобы проникнуться тонкостями и особенностями жизни русского народа, лишь после нескольких лет работы он приступил к составлению либретто. В конце 1850-х годов композитора настиг творческий кризис. Тому было множество причин – и, в первую очередь, его угнетало равнодушие со стороны театров и общества к поднимаемой в опере теме. Но он довёл работу до конца, и 4 мая 1856 года состоялась премьера «Русалки». К сожалению, никто из царской семьи или высшего петербургского общества не удостоил своим вниманием ни один из показов, поэтому совсем скоро оперу сняли со сцены.

Истинные ценители искусства обратили внимание на талант Александра Сергеевича. Так, например, в журнале «Русская музыкальная культура» вышла целая статья, посвящённая новому творению Даргомыжского. Её назвали первым значительным произведением со времён «Руслана и Людмилы» Глинки. Но при этом отмечалось, что зрители увидели оперу нового типа – настоящую психологическую музыкальную драму, в которой автору удалось показать полноту многосторонности человеческих характеров. Первый раз на сцене были воплощены не только социальные конфликты, актуальные для того времени, но и демонстрировалась способность человека меняться в зависимости от жизненных обстоятельств. Пётр Ильич Чайковский заявил, что «Русалка» занимает первое место в русской опере после гениальных произведений Глинки.

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды»

За свою творческую жизнь композитор уделял внимание даже комическим аспектам нашей жизни. Так, например, немало интереса у общественности вызвала песня «Червяк», в которой рассказывалось о чиновнике низкого ранга, который пресмыкался перед графом. А романс «Титульный советник» стал настоящей зарисовкой из жизни, в которой скромный чиновник страдал от неразделённой любви к генеральской дочери.

В конце 1860-х Александр Даргомыжский начал работу над оперой «Каменный гость» на стихи Пушкина. Композитор поставил перед собой непростую задачу – сохранить оригинальный текст русского поэта в первозданном виде, а также написать на него музыку из одних речитативов, без применения арий, ансамблей или хоров. Но, к сожалению, в то время композитор болел и практически никуда не выходил из дома. Каждого гостя Александр Сергеевич расспрашивал о ходе подготовки к исполнению оперы. Его последней мечтой было желание первым услышать – как публика примет его новое творение.

Но судьба распорядилась иначе. Александр Даргомыжский скончался в январе 1869 года. Согласно последней воле композитора, после его смерти рукописи незавершённой оперы забрали композиторы Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Они дописали произведение, а премьера «Каменного гостя» состоялась в узком кругу друзей Даргомыжского в ноябре того же года.

До сих пор многие сходятся во мнении о том, что Даргомыжский был не просто талантливым композитором и новатором, но ещё и тонким психологом, который прекрасно разбирался в людях. Именно в его сочинениях столь богата и многообразна палитра человеческих образов. И всё своё творчество он строил на методе «интонационного реализма», благодаря которому до наших дней дошёл девиз Александра Сергеевича: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». И правда была – в каждой ноте его композиций, в каждом слове его песен…

Введите Ваш e-mail::