Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Мониторы Axelvox TR-55A тестирование и впечатления

6 мая 2012, 19:43
автор: Илья Челноков
рубрики: Советы композитора

В интернете ведётся много споров по поводу недорогих мониторов для домашних студий. Но ещё больше вопросов, т.к. мало кто говорит о личных тестах подобной акустики. Поэтому хочу в этой статье поподробнее рассказать о мониторах самого начального уровня, так сказать боле-менее доступных начинающим музыкантам и звукооператорам. Это не рекламная статья! Я просто делюсь опытом и впечатлениями с коллегами по цеху.

Мониторы Axelvox TR-55A очень напоминают некогда популярные KRK RP5, вернее это почти точная копия.

Что изначально привлекательно в них

  1. Цена, а в интернет-магазинах бывают распродажи и скидки на подобную технику.
  2. Размер. Небольшие, но достаточно увесистые, как и положено для этой категории мониторов.
  3. Активные, т.е. со встроенным усилителем.
  4. Два типа входов, балансные (симметричные XLR, TRS) и не балансные RCA.
  5. Аттенюатор высоких частот, который может снизить уровень ВЧ на 2 дб или прибавить на 1 дб.

Как лучше подключать и размещать мониторы в помещении

Подключение:

  1. Питание. Следует подключать в отдельные розетки, т.е. нежелательно их включать в один «пилот» с системным блоком компьютера и графическим (видео) монитором, т.к. может наблюдаться сильный фон и искажение в одном из мониторов, т.е. по одному из каналов.
  2. Аудио-сигнал. Старайтесь использовать хорошие кабели, а не дешёвые, тонкие провода. Лучше конечно подключать симметричным типом, но если в звуковой карте нет таких выходов, то воспользуйтесь не балансным типом подключения.

Размещение:

  1. Размещать желательно не слишком близко тыльной стороной к стенам. Расстояние между мониторами желательно не менее 1 метра. Расстояние от вас до мониторов от 1 до 1,5 метров. По высоте необходимо установить на уровне вашей головы, т.е если вы сидите, то верхняя часть НЧ динамика монитора должна быть на одной линии с вашими ушами.
  2. Расстояние от фронта мониторов до стены в которую они будут направлены не менее 3 метров, чем больше тем лучше. Стена должна при этом быть заглушена к примеру ковром, очень плотной тканью или специальными демпфирующими (заглушающими) материалами.


Теперь расскажу о том как они звучат

Первое впечатление не очень положительное, т.к. ощущается избыток высоких частот. Звук колкий, резкий, не очень приятный. Но на самом деле это поправимо, для нормализации частотной характеристики я сделал следующее:

  1. Аттенюатор ВЧ переключил в положение -2 дб.
  2. Прикрыл излучатели ВЧ лоскутиками подкладочной синтетической ткани небольшой плотности, подобную ткань используют в качестве подкладки в одежде. Я перепробовал массу разных «тряпок», но подошла только такая ткань. Она гасит высокие частоты на несколько децибел и снижает резкость звучания. Ткань не должна касаться купола высокочастотной головки, иначе появятся искажения от контакта купола и ткани.

Тестирование мониторов, soundcheck

  1. Тест-тон показал, что реально слышимый частотный диапазон мониторов составляет 40Hz - 18000Hz, при условиии что сигнал (синус) подаётся с одинаковым уровнем на всех частотах. Среднестатистический человек слышит диапазон частот примерно 30Hz-18000Hz, значит мониторы воспроизводят очень хороший спектр частот и этого достаточно для восприятия полной звуковой картины. На самом деле мониторы воспроизводят 30Hz и 20000Hz, но уже на несколько порядков тише, т.е. в высоких частотах от 18000Hz идёт небольшой спад и то же самое в области ниже 40 Hz. Но это только на слух и чисто субъективно, приборы для тестирования могут показывать иной результат, т.е. более широкий частотный диапазон мониторов.
  2. Гитары — звучат достаточно естественно.
  3. Бас-гитары — хорошо читаются как по середине так и по низу, конечно не хватает частотного диапазона НЧ, но в целом всё нормально.
  4. Ударные — в норме.
  5. Вокал — есть небольшой завал у мониторов в области 1800Hz. Голос звучит немного зажато, но это опять же чисто субъективно.
  6. Духовые — звучат достаточно плотно.
  7. Рояли и пианино — всё достоверно.
  8. Электропиано — все краски на месте.
  9. Органы — как и духовые в норме.
  10. Струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) — в норме, слышно звук трения смычка о струны. Контрабасам конечно не хватает диапазона по НЧ.

Вывод

С учётом корректировок которые я описал (аттенюатор убрать на -2дб, заглушить ВЧ излучатель подкладочной тканью, скорректировать эквалайзером частоты в районе 1800Hz) мониторы подходят для работы. При достаточно «выпуклой середине» детализации им конечно не достаёт, но это не дорогие мониторы и за такую цену это хорошие «рабочие лошадки» для начального уровня. Главное при работе со звуком помнить, что звучать фонограмма на этих мониторах должна ярко, тогда ваши треки будут достаточно ровно воспроизводиться на любой аппаратуре.

Введите Ваш e-mail::