Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Оскар Фельцман: «Мне не знакомы творческие муки»

4 февраля 2013, 19:40
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Однажды Оскар Борисович Фельцман будто бы в шутку бросил фразу о том, что всегда писал музыку быстро и ему не знакомы так называемые творческие муки и битва за вдохновение. Но в молодости он предпочитал молчать об этом. Боялся обвинений в легкомысленности и поверхности.

Музыкальная юность

Музыкальную стезю Фельцман избрал благодаря мудрому наставлению отца, который по профессии был хирургом-ортопедом, но в то же время прекрасно играл на фортепиано. Уже в пять лет Оскар Борисович обучался игре на скрипке у педагога Петра Столярского. Искусство игры на рояле он постигал у Берты Рейнгбальд, затем учился по классу композиции у Николая Вилинского, после чего поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс В. Я. Шебалина.

Творческий подъём Фельцмана как композитора начался в возрасте 20 лет. Во время Великой Отечественной войны Оскар Борисович попал в Новосибирск, где начал писать музыку для Еврейского театра Белоруссии, Ленинградского Александринского театра и филармонии.

По возвращении в Москву Фельцман писал музыку к цирковым номерам, постановкам для детей и эстрадным представлениям. Дебют в песенном жанре состоялся в сотрудничестве с поэтами В. Ю. Драгунским и Л.Н. Давидовичем. Песня «Теплоход» изначально создавалась для пародийного театра «Синяя птичка», позднее её исполнил Леонид Утёсов.

Ландыши


 

Поистине всенародной любовью пользовалась песня «Ландыши», которая была написана на стихи Ольги Фадеевой и исполнена Геленой Великановой. Позже композитор рассуждал о том, что эта песня родилась буквально «между делом» и Оскар Борисович считал её достаточно незамысловатой. Но песня зацепила какие-то струнки в душах слушателей. Фельцман признался, что потратил на её написание буквально 15 минут: «Отдал песню Геле Валикановой и уехал отдыхать на юг». А уже через две недели узнал о том, что вся Москва очарована «Ландышами».

Правда, советская пресса встретила песню прохладно, назвав её мещанской и идеологически несостоятельной. Но даже такой политический вердикт не стал приговором для творчества Фельцмана – его песни продолжали звучать на радио.

Оскар Борисович не раз сетовал на то, что его нещадно обвиняли в пошлости, в низкопробности и даже расшатывании устоев советской власти. Более 20 лет песня «Ландыши» фигурировала в новостных заметках в качестве образца безвкусицы. Это в какой-то степени рекорд. Десятилетия ушли на то, чтобы доказать чиновникам и советским идеологам, что Фельцман написал лишь песню и только…

«На пыльных тропинках далёких планет…»


 

Фельцман без труда находил общий язык со многими коллегами по цеху – Робертом Рождественским, Расулом Гамзатовым, Михаилом Матусовским, Евгением Долматовским и другими. А истории создания некоторых песен достойны отдельных рассказов.

Так, например, песня «Я верю, друзья» создавалась специально к готовящемуся запуску искусственного спутника. Фельцману позвонили из программы «С добрым утром!», и попросили в тайне написать «космическую» по духу песню, заверив, что в эфир она попадёт сразу же, как только ракета оторвётся от земли.

В 1989 году композитор был удостоен звания Народного артиста РСФСР. Через некоторое время Оскар Борисович стал кавалером Ордена Дружбы и трёх степеней ордена «За заслуги перед Отечеством».

Вчера вечером СМИ облетела новость о том, что композитор скончался. Как сообщили источники из ЦКБ имени Н. А, Семашко, причиной смерти стала сердечная недостаточность. Разумеется, в прессе не обошлось без дежурных фраз и разнокалиберного выражения сочувствия.

Но кем останется в нашей памяти Оскар Борисович? Наверное, он запомнится многим как добродушный композитор, которому были чужды идеологические рамки. «Я просто получал удовольствие» - говорил о своём творчестве Фельцман. Вспоминая его песни, невольно ловишь себя на мысли о том, что даже в СССР возможно было оградить себя искусством от политики. Его песни написаны без «творческих мук», они не знали бессонных ночей и многочисленных правок. Кто знает, может быть, Оскар Борисович на собственном примере подтвердил поговорку о том, что всё гениальное просто.

Введите Ваш e-mail::