Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Эдуард Артемьев – архитектор звука

13 августа 2011, 00:40
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Эдуард Артемьев

Среди профессиональных музыкантов этот человек широко известен. Но у молодого поколения его фамилия в лучшем случае будет ассоциироваться с недавним (спорным во многом) проектом Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король» и картиной «Утомлённые солнцем 2» Никиты Михалкова, вызвавшими бурю споров в Сети.

А ведь музыкальные произведения этого автора звучат не только в России, но и в Европе и Америке. Эдуард Николаевич Артемьев на сегодняшний день написал музыку более чем к сотне фильмов. Из-под его пера вышли сочинения для спектаклей и оперы. Одним словом, этот человек всю свою жизнь посвятил музыке. И как же печально осознавать то, что талант Артемьева «вне профессиональный среды» узнаётся лишь узким кругом людей.

Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске. Первая любовь к музыке стала проявляться у будущего композитора ещё в детстве, когда он слушал в исполнении его дяди, Николая Демьянова, поздние опусы композитора Александра Николаевича Скрябина. Благодаря богатой музыкальной библиотеке Эдуард Артемьев с юных лет развивался на произведениях таких композиторов как Доницетти, Пуччини, Беллини...

АНС

Будучи учеником Московского хорового училища Эдуард Николаевич начал сочинять свои первые музыкальные произведения под руководством композитора М.А. Парцхаладзе, поэтому в Московской консерватории он учился уже по классу композиции у Ю.А. Шапорина и Н.Н. Сидельникова. Уже в то время Артемьев понял, что питает интерес к необычным тембровым сочетаниям и звуковому многообразию. Судьбу композитора определила встреча с изобретателем первого в мире многоголосного, фотоэлектронного синтезатора АНС, на котором музыка «рисовалась и кодировалась по рисункам». Математик и инженер Евгений Александрович Мурзин выставил в 1960 году своё изобретение в музее А.Н. Скрябина (синтезатор  назван как раз в честь знаменитого пианиста и композитора). Эдуард Артемьев, привлечённый новым звучанием АНС, был среди тех молодых композиторов, которые в итоге и создали новое направление электронной музыки в нашей стране.

Для Эдуарда Артемьева работа на АНСе стала всем – он постоянно экспериментировал со звучанием, постигал азы стереозвукозаписи (попутно приобретая навыки звукоинженера) и создавал новую для того времени музыку. Однако композитору пришлось столкнуться с традиционной для всех творческих людей советского периода преградой – непониманием и неприятием государством новых течений и жанров в музыке. Советскому чиновнику всё новое автоматически казалось прозападным, поэтому Эдуарду Артемьеву пришлось столкнуться с невежественным непониманием его творчества. Но настоящее искусство рано или поздно находит отклик в сердцах  публики, поэтому буквально через несколько лет на Артемьева обратили внимание кинематографисты. Звучание фотоэлектронного синтезатора выбивалось из традиционного для того времени музыкального калейдоскопа, в этих звуках слышалось нечто неземное, волшебное. Поэтому вполне ожидаемо, что первый опыт в качестве композитора в кино у Артемьева состоялся в фильме «Мечте навстречу» режиссёра Михаила Корюкова. В сотрудничестве с композитором Вано Мурадели Артемьев создал настоящее музыкальное ощущение космоса, доселе в советском кино не демонстрируемое.

Электронный триумф

В 1966 году при поддержке композитора Дмитрия Шостаковича Артемьев смог открыть в Москве студию электронной музыки. И уже через год у Эдуарда Николаевича состоялась премьера его первой крупной работы в области электронной музыки. «Мозаика» открыла всему СССР новый тип композиции. Эта композиция не только стала культовой в советской музыкальной среде, но и получила признание на различных фестивалях – во Флоренции, Венеции и Оранже. Созданная на АНС «Мозаика» определила для Артемьева творческий путь. Композитор уже нашёл свой собственный способ творческого самовыражения и по праву был назван «архитектором и поэтом звука».

Одну из самых главных ролей в творческой жизни композитора сыграл режиссёр Андрей Тарковский, с которым Артемьев работал над картинами «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер». Как говорил сам Тарковский, в музыке Артемьева его привлекла звуковая новизна и способность выстраивать сложные ассоциативные приёмы. Электронная музыка, созданная Эдуардом Николаевичем, рисовала целые образы, которые доносились до слушателя необычным сонмом звуков. Как говорил сам композитор, для него существуют два эталонных примера – Эннио Морриконе и Джон Уильямс. Он восхищается работами этих мастеров и, наверное, некоторым приёмам учился у них. Но я знаю, что многие учились и учатся у Артемьева, вдохновляясь его творчеством.

Как бы то ни было, а работа в кино – это целый этап в жизни композитора. После фантастической картины «Мечте навстречу» наступило необъяснимое затишье – Артемьева никто не звал в кино. И лишь через несколько лет режиссёр Самсон Самсонов пригласил Эдуарда Николаевича поработать над фильмом «Арена». Но Артемьева пригласили в качестве актёра. Тем не менее, обстоятельства сложились так, что Эдуард Николаевич в итоге всё же взял на себя роль композитора. И с тех пор придерживался именно этого направления.

Уже в 70-х Эдуард Артемьев решился на новый эксперимент – передачу более откровенной эмоциональности музыки, её экспрессивности посредствам соединения электроники и рока. Новый жанровый дуэт открыл возможности к слиянию абсолютно любых музыкальных культур и традиций. Яркий тому пример – кантата «Ритуал», написанная для торжественной церемонии открытия Олимпийских игр в Москве в 1980 году.

Музыка – неизвестность, созданная людьми

В молодости Эдуард Николаевич считал, что время акустической музыки закончилось, что будущее только за электронными звуками. Но сейчас композитор придерживается мнения о том, что музыка как таковая не имеет «срока годности». Она является одним из величайших изобретений человечества, при этом люди до сих пор до конца не осознают всю полноту и уникальность этого чуда.

Композитор приводит в пример живой оркестр. По словам Артемьева, это «сто человеческих индивидуальностей», способные на такой энергетический взрыв, который будет не под силу никакому синтезатору. В оркестре синтезатор играет всего лишь роль одного из инструментов, как патефон или бас-гитара, например. Иными словами, роль техники далеко не первостепенна. 

Электронная музыка – это бездна

В одно из своих недавних интервью композитор заявил, что электронная музыка – это бездна, в которой полно скрытых ценностей. И задача композитора – их обнаружить. Артемьев считает поп-музыку однотипной. Он подчеркнул, что композиторы, решившие связать свою творческую работу в жанре «поп» поддались соблазну и воспользовались самыми простейшими приёмами, которые только можно использовать при написании чего-то нового. В частности, Эдуард Николаевич заявил, что не чувствует присутствия электроники в современной поп-музыке, поскольку «шаблонность» её подачи сковывает возможности того же синтезатора и не позволяет музыканту его использовать на все 100%. 

Композитор не раз говорил, что современные технологии наделили музыканта практически безграничными возможностями. Теперь любой может реализовать самые смелые идеи, и любой эксперимент найдёт своего слушателя. Музыка – неотъемлемая часть аудио-визуального восприятия. Но при этом современная публика год от года становится всё более избалованной, требует «зрелищ», в том числе и музыкальных. Эдуард Николаевич принципиально настаивает на том, что уникальность современным музыкальным произведениям сможет придать только воля автора. Никакие спецэффекты, инструменты, акустика не смогут проникнуть в сердце слушателя или зрителя в кино. Только фантазия живого человека, обрамлённая звуками, способна пробуждать душу от обыденного сна длиною в жизнь. И хочется верить, что композиторов, таких как Эдуард Артемьев, разделяющих эту точку зрения, со временем будет ещё больше.

Введите Ваш e-mail::

 

Комментарии:

Natali    09.02.2016, 04:04 

Спасибо Эдуард Николаевич за ваш труд иза ваш щедрый подарок — вашу музыку которая выше времени и суеты этого мира. С нетерпением ожидаю вашего концерта https://msk. ticketbest. ru/event/256950 Такие личности как Тарковский, Вы — выше суеты этого мира… Вы помогаете идти через тернии