Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Слово: поэзия и проза Елены Челноковой

Моисей (поэма)

Рожденный в горький час изгнанья,
Когда родильницы страданья
Господь усилил воплем жен
По сыновьям. Был сбережен
Своей пророчицей-сестрою.
Один из тысяч выжил. Кровью
Тех иудейских сыновей
Наполнен Нил был. Суховей
Не иссушил бы эту реку!
Что неподвластно человеку -
Подвластно Богу: Моисей
Стал сыном дочери царей
Египетских и сыном Нила.
Родная мать его вскормила
Еврейским молоком. Он рос.
И трону славы не принес.
Принес бесславие. Но трон
Не понял, Кем был послан он.
Все очевидное – неявно.
Слепцы! И вот конец бесславный:
Пучина под его десницей
Глотает вражью колесницу.
Конец... Нет, это лишь начало!
И этих знаков было мало,
Чтоб убедить слепой народ,
В том, что Господь его ведет
К земле обетованной, к хлебу.
Один лишь раз взглянув на небо,
Вновь обращают в землю взгляд.
Кто в их страданьях виноват?
Кто виноват, что путь тернист,
Что голод, жажда, ветра свист,
Несущий лишь песок в глаза?!
- Он, Моисей! И кто сказал,
Что он избранник Божьей воли?
- Он сумасшедший! Он же болен!
- Он обрекает нас на гибель!
Мы умереть и там могли бы
С набитым туго животом.
Но не сейчас, не здесь, потом...
- Пусть в рабстве, ну и что ж, под плетью.
Рабами, только сытой смертью!
Роптал забывчивый народ,
Не помня, как по морю в брод
Прошел, лишь замочив ступни,
Предав забвению те дни,
Что накануне, пред Исходом,
Когда Господь явил народу
Те десять казней египтян,
Евреев пощадив. Обман?!
Да можно ли роптать, не веря,
Когда обмазанные двери
Овечьей кровью смерть минула?!
Им трудность малая согнула
Хребты и веру подавила.
А где же черпал слог и силы
Тот, кто их вел через пески?
Порою приступы тоски
И безысходности подступят,
И взор уж долу он потупит,
Опустит руки. В сердце боль.
Виски посеребрила соль
От ноши непосильной пота.
Но вдруг как будто с неба кто-то
Кладет на лоб ему ладонь.
И вновь в груди горит огонь,
Зажечь способный веру в людях.
Не близок путь, тернист и труден
К земле его обетованной.
И вот уже небесно манной
Евреев одарил Всевышний.
Еды довольно, вдоволь пищи,
Но недовольство ищет дыры.
И Моисей вновь из кумира
Был ниспровергнут ниже дна,
Когда еврейские стада
И скарбом полные кибитки
Били растерзаны, избиты.
Но снова Божий глас с небес
Уста пророковы отверз
И указал им путь к победе.
Кто нам способен был поведать,
Какие вносил он муки,
Когда держали ему руки,
Воздетые с мольбою в высь?
Какие стоны вознеслись
Ко Господу в день страшной битвы?
Слова горячей той молитвы
Пылали в сердце у него.
Мы не узнаем ничего
О том, какой ценой платил он
За то, чтоб вера победила.
Один шел против и за всех.
Нес на себе безверья грех
Любимого, как жизнь, народа.
«Лжецом» клеймен был и «уродом».
«Безумцем» назван и «слепцом».
Не отворачивал лицо
От клеветы и от позора.
Насмешки, зависть, наговоры -
Все разлеталось в прах и дым.
Был Господом храним одним,
За то, что верил как дитя.
И вот уж рушатся, летят,
Срываясь в бездну головой
Телец двурогий золотой,
Грехи неверия, разврата,
Убийств и распрей. А расплата –
Любовь и вера Моисея.
«Мой Господи! Я не сумею!
Я многогрешный человек.
Зачем меня к себе привелек?!
На мне остановил свой перст
Зачем?! Ужели же окрест
Ты не нашел меня достойней?
Воззри, не мог я быть и ровней
Любому твоему рабу».
Такую посылал мольбу,
Воздвигнув очи, руки к небу
Сам Моисей. Но тут же, следом,
Потупив долу слезный взор:
«О, не вмени ты мне в укор
Мое отчаянье. Да сил
Мне выполнить, что возложил
Ты на меня. Тебя молю,
Дай сил, а жизнь возьми мою!»

Длиною в долгих сорок лет
Был путь чрез вереницу бед,
Лишений, тягот и страданий
К земле его обетованной.
Он выполнил свой долг пред Богом.
Осталось лишь совсем немного -
Дня два до той земли пути.
Но не дано ему дойти
До той заветной цели было.
Иссякли жизненные силы.

И вновь Господь с ним говорил:
«Взойди на гору Аварим.
Взор обрати на землю эту
Обетованную. К рассвету
Здесь, на горе Нево, умрешь.
Ты в землю эту не войдешь
Народ твой будет жить на ней.
Ты платишь за грехи людей,
Которых вел к земле отцов.
Ты жизнью заплатил за кровь
Братоубийства и растленья.
Ты крепок телом, зорок зреньем,
Но жизнь свою ты исчерпал.
Здесь, на вершине этих скал,
Недалеко от Ханаана -
Твоей земли обетованной,
Закончишь, Моисей, свой путь».
Свершилось. Можно отдохнуть
От тяжких жизненных трудов.
И умер Моисей от слов
Господних. Божий раб.
И ровно тридцать дней подряд
Над Моавитом плач был слышен,
И не было пророка выше
В Израиле, чем Моисей.
Стенай, Израиль, слезы лей,
Оплакивай его кончину.
В тебе не будет больше сына,
Столь верного, каким был он.
Равниной разносился стон...
Ты плачешь не о нем. О, нет!
А о бесчисленности бед,
Которые тебя постигнут,
Когда в безверии погибнет
Последний Моисеев слог.
О том, что отвернется Бог
От всех детей своих заблудших.
Лишь те, кто был ему послушен,
Сумеют выжить. Плач! Рыдай!
Нет, не о нем ты плачешь, знай.
Его забудешь ты... И Бога.
Ну а пока, совсем немного
Тебе осталось – день пути
До счастья своего идти,
Куда, отрекшись от себя,
Вел Моисей тебя, любя.
Он был пророком и знаменьем
Грядущего в веках Спасенья.
Избранник Бога. Божий Глас,
Израиль выведший и нас
В обетованные владенья
Дорогой трудной к Воскресенью.

© Елена Челнокова, 09.09.1994

Читать ещё