Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Слово: поэзия и проза Елены Челноковой

День святого Валентина или Сретенье Господне?

Сретенье ГосподнеНазвание для моих размышлений нашлось не сразу. То, что в нем обязательно должно быть упоминание о дне Святого Валентина, как повода для размышлений, было ясно с самого начала. Но я чувствовала, что должно быть что-то еще, что-то, что определяло бы смысл размышлений. Начался поиск. Одно за другим приходили названия: «День Святого Валентина и национальный вопрос», «...и духовное воспитание подрастающего поколения». И еще многое другое. Все это было правильно, но первое – слишком помпезно, хотя, может быть, сейчас это и имело бы смысл: второе – как-то по канцелярски, шаблонно. И вот, после долгих поисков я решила все-таки остановиться на том вопросе, который и стоит заголовком моих размышлений. Это вопрос выбора: или – или, а не уравнивания значения. Именно об этом мои размышления. Именно на этот вопрос, мне хотелось бы обратить внимание всех тех, кто причастен к воспитанию детей. А круг причастных к этому людей достаточно широк, если не сказать больше – все мы причастны к этому. Прямо или опосредованно. Все мы – родители, а значит, и воспитатели. Но есть еще люди, причастные к этому вдвойне – педагоги. И обратиться к их вниманию хотелось бы прежде всего.

НЕ БУДУ рассказывать частную ситуацию, послужившую поводом для размышлений, – она, в данный момент, стала уже всеобщей. А всеобщая ситуация такова: вот уже несколько лет подряд в нашем сообществе стало обычаем праздновать День Святого Валентина, Причем локализация этих празднований достаточно определена – общеобразовательные школы, техникумы и вузы. И это понятно: кому, как не молодым праздновать День Любви, как еще называют этот праздник. Символика праздников достаточно примитивна – открытки в виде сердечек, на которых написано «Я тебя люблю!», причем, написано по-английски. Это тоже понятно:

праздник пришел к нам с Запада, и надписи должны быть соответствующими. Как сказать по-английски «Я тебя люблю!» знает сейчас даже пятилетний ребенок., ну а подросток, конечно же. напишет это, что отнюдь не означает того, что теперешние школьники «сильны» в иностранном языке. Огромное количество плохо дублированных фильмов позволяет выучить эти и еще некоторые выражения лучше, чем родную речь.

Это стало своего рода особым наречием подростков. Кстати говоря, если вы заметили, то на стенах домов, заборах, дверях: вместо родимой матерщины стали появляться «крепкие» выражения из тех же фильмов, написанные полуграмотными юнцами по-английски.

Третьего дня мне пришлось заглянуть в книжный магазин. Прямо возле ручки входной двери этого интеллектуального «оазиса» красовалась похабная надпись, за русский аналог которой подгулявший ямщик царской России рисковал угодить в тюрьму. Горьким символом духовного обнищания нации явилась мне эта надпись на двери книжного магазина. И дело даже не в том, что кто-то из «крутых», как теперь говорят, подростков продемонстрировал свой заборный интеллект, а в том, что работники магазина совсем не обращают внимания на это украшение храма книги. А ведь на полке магазина стоит прекрасное издание англо-русского словаря! Но никому из продавцов даже в голову не пришло заглянуть в него и немедленно помыть входную дверь. Но это, так сказать, совсем не лирическое отступление от темы, а вернее еще один ее аспект, вытекающий из нее.

Вернусь ко дню Святого Валентина, празднование которого грозит превратится из обычая в традицию. И здесь «грозит» самое подходящее, потому что невинный интерес, детская игра, забава угрожает нам чем-то более страшным. «Почему?» – спросите вы. Давайте вместе рассмотрим этот вопрос. И хорошо, если бы мои опасения оказались излишними и необоснованными.

Начнем с того, что духовная культура России связана с православием, а день Святого Валентина – праздник католический. Я совсем не против святых, канонизированных католической церковью. Но сколько я ни пыталась найти в программах празднования жизнеописание этого святого, сколько ни спрашивала самих организаторов этих праздников о нем. так ничего и не смогла узнать. Более того, мне известно, что сама католическая церковь постоянно выступает против празднования дня Святого Валентина так, как это делается сейчас. По существу, этот день любви перерождается в вакхические оргии, воспевающие так называемую « свободную любовь», a чистое, целомудренное чувство, о котором все давно забыли. Неужели день памяти Святого Валентина нужно отмечать дерганием под явно не божественную музыку мрачных задымленных дискотек? А ведь большинство, если не все мальчишки и девчонки, собирающиеся на эти «оргии», крещены в православной церкви! Совсем недавно, придя в девятый класс одной из городских школ, я попросила поднять руки тех, кто крещен православно, – весь класс поднял руки. Моя лекция о православии ребята слушали, затаив дыханье, после нее мне пришлось ответить на шквал вопросов, а желание получать регулярные знания об этом изъявило подавляющее большинство.

Так кто же виноват в том, что праздник, пришедший к нам издалека и, по сути своей, не имеющий никакого отношения к Святому Валентину как таковому, светский праздник с духовным названием становится традиционным у нашей молодежи? Кто виноват в трагедии, всколыхнувшей всю Россию, произошедшей в г. Северо-Задонске, когда секта убийц сделала из детей зомби, способных на все? Я думаю, что виноваты мы – взрослые, педагоги и воспитатели.

Исходя из опыта работы с детьми, именно в русле духовного просвещения, могу сказать, что тяга к знаниям такого рода очень велика, если не сказать огромна. Но всегда получается: мы только говорим, а как доходит до дела, то, оказывается, существует столько препятствий, что до дела-то, по существу, так и не доходит. С 1992 года я пытаюсь вести возможную работу в этом направлении, говорю о необходимости религиозного просвещения детей и взрослых. И за эти годы, когда в вопросах вероисповедания в России уже многое изменилось, когда повсеместно уже начата работа в этом направлении, у нас в городе все осталось на своих местах. А мешает, на мой взгляд, инерционный страх, оставшийся от времен атеизма. Но, господа педагоги и воспитатели, вы же интеллигентные люди. А на том же, всеми нами любимом Западе, интеллигентный человек всегда был человеком верующим и знающим свою веру, воспитывающим в детях, прежде всего, духовное начало.

Я хочу в этой связи от всей души поблагодарить директора Дома детского творчества Т. Шепотько. которая, на свой страх и риск пошла навстречу моему предложению, и в 1992 году в ДДТ начал работать кружок «Религиозная этика». Кружок я вела на базе средней школы №12. Один класс, с которым я познакомилась благодаря еще одному педагогу от Бога, Л. Н. Никоновой. Не могу забыть и до сих пор храню не только память о ее литературном кафе «Библия – зеркало мудрости и духовности», но и подарки, которые мне преподнесли ребята. А интерес, проявленный тогда детьми, педагогами и родителями был точно таким же, как и сейчас. Недавно ко мне в гости пришли два выпускника «моего» класса – парень и девушка. Юноша стал священником, а у девушки под ногами твердая почва спокойной, чистой веры. Я знаю: с ними будет все в порядке. Но это был один класс! А как быть с теми, к кому я пришла этой осенью? На удовлетворение их духовной жажды не нашлось часов даже кружковой работы! В другой школе мне сказали, что вышестоящее руководство не поощряет такого рода практику, и они отказывались даже от предмета «Чаша жизни».

Главный редактор «Донской газеты» В. Лукьянчиков – атеист по воспитанию. Но, вопреки тому, что имел определенное мнение касательно данного вопроса и тому, что ни в одной районной газете нет практики такого рода, с пони манием отнесся к необходимости создания странички «Чистый четверг», благодаря чему мы теперь имеем, пусть маленькую, но возможность заполнить духовный вакуум. Предполагаю, что В. Лукьянчикову не раз приходилось выслушивать «пожелания» вышестоящего руководства, но «Чистый четверг» выходит и. если случаются перерывы с его выпуском, читатели очень огорчаются, звонят, спрашивают, когда выйдет следующий номер. Значит это нужно, нужно взрослым, а тем более детям, вступающим в мир, который дарит им не воплощение голливудских грез, а зачастую страх разочарования. Возвращаясь к вопросу о страхе перед вышестоящим руководством и его частным мнением, хочу вернуться к и Святому Валентину. В православии тоже есть Святой Валентин, и даже не один, а целых четыре, но празднование дня их памяти никак не совпадают с 14 февраля. Первой – день памяти Святого мученика Валентина, славянского воина, пострадавшего за исповедание Христа в 228 году, церковь отмечает по старому стилю 24 апреля или 8 мая по новому. Второй – день памяти Святого мученика Валентина, священника, проповедью и чудесами обратившего ко Христу много язычников и мученически скончавшегося в III веке, празднуется 6 июля по старому стилю. 20 июля по новому стилю. Третий, священномученик Валентин, епископ и четыре его ученика были обезглавлены также в III веке, и их память мы чтим. 30 июля по старому стилю или 13 августа по новому. Четвертый Святой Валентин, также мученик, умер, как написано «влекомый по земле», и память его церковь чтит 24 октября по старому стилю или 7 сентября по новому.

А вот 14 февраля, в тот самый день любви, православная церковь совершает предпразднество одного из наиболее почитаемых, Господских праздников – Сретение Господне. Собственно, в те вечерние часы дня Святого Валентина, когда происходят все эти, грозящие обратиться в традицию, праздники, когда в самом разгаре напоминающие электрошок дискотеки, православные верующие начинают свой праздник. Так как церковный день начинается накануне вечером, то в эти часы в православном храме проходит всенощная служба праздника Сретения Господня, о сути которого каждый интеллигентный человек должен знать. Более того, праздник Сретения, как правило, выпадает на неделю о блудном сыне – одну из недель, имеющих целью подготовить верующих к Великому Посту.

Неделя о блудном сыне. Не символично ли задуматься, о том, что мы творим именно в эти дни? Это именно те дни возвращения блудного, распутного сына к отцу, дни его искреннего раскаяния, дни великой отцовской любви и его прощения. Когда еще можно было бы лучше задуматься о вере и суевериях, о святыне и о святотатстве, о любви и прелюбодеянии?!

Возможно, кому-то я покажусь резкой и нетерпимой, но это не тот вопрос, когда можно стоять в стороне. Вакхические оргии православной молодежи с попустительства педагогов и родителей в день, когда верующий должен хотя бы вспомнить великий праздник.

Мы, зачастую, имея множество возможностей, из-за трусости или глупости отвергаем их, а потом ропщем на Бога. Если помните, то каждый из четырех Святых Валентинов умер мученической смертью, не побоявшись страданий за свою веру. А мы? Боимся рецензий вышестоящего начальства, хотя считаем себя верующими и по каждой нужде ходим в храм, ставим свечку. Что за парадокс? Что за лицемерие?

Давайте подумаем о наших детях, которым нужны, очень 'нужны не только дискотеки и кожаные куртки-косухи, не только хорошее общее образование и духовная культура, без которой мы рискуем породить общество безнравственных, тупых циников. И не надо перекладывать ответственность из семьи на школу, из школы – на комитет по культуре, из комитета по культуре – на церковь. За наших детей отвечаем мы все. Ведь признали же  необходимость  сексуального  образования подростков, я  слышала даже рекомендации о бесплатной раздаче противозачаточных средств в школах. Ну, неужели, религиозное воспитание безнравственней, чем сексуальное? Или мы так и будем лечить симптомы, а не саму болезнь?

Вопрос открыт: день Святого Валентина или Сретение Господне? Что выберут наши дети? Что выбираем мы, их православные родители?

© Е. Челнокова