Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Творчество и бизнес: совместимы ли эти понятия?

18 июня 2011, 21:51
автор: Елена Челнокова
рубрики: Мысли в блог

Способны ли писатели, поэты, художники, музыканты — одним словом, творческие люди, совместить творческое начало и жилку бизнесмена? Вот вопрос, который я задавала себе много лет. И, знаете, каждый раз, пытаясь найти на него ответ, получала разный результат.

Сначала это было твердое «Нет!». «Нет!» — Истеричное, на грани обморока. Пишу и пишу, чего же боле... Это было начало творчества, когда душевная боль трансформировалась в рифмованное слово. До бизнеса ли ли тут? Остаться бы живой!

Потом ответ превратился в «Нет!» спокойное. Нет без истерик, закатывания глаз и заламывания тонких аристократичных рук. Эта стадия трансформации наступила, когда стихов накопилось достаточное для издания трехтомника количество.

Затем появилась первая книга прозы «Странноприимный Дом», которую уже надо было издать. Для себя, друзей, знакомых и библиотеки родного города. Издала за свой счет тиражом 100 экземпляров. Тогда Константин Ковалев, известный писатель, главный редактор журнала ПМЖ, сказал мне, что за деньги, которые я потратила на издание, можно было издать книгу большим тиражом. Просто надо знать места. Это была стадия трансформации «Нет» в «Не знаю».

Когда начали поступать первые восторженные отзывы о книге (один из читателей назвал ее славянским Дао и посетовал на то, почему в России печатают Коэльо: «Неужели нет своих авторов! Вот — яркий пример!»), задумалась над тем, чтобы отправить книгу в издательство.
Первое было конечно «София». Любимое, до дыр зачитанное. Отдаю должное Инне Старых: получила очень вежливый отказ с ноткой сожаления. Не обиделась, это же «София»! А я кто? Елена Челнокова? Кто-кто? Почувствовала безысходность, но все равно направила рукопись в несколько издательств. Ничего! Не тот формат. Нет пошлости, книга философских притч? Не формат!

Поработала в издательстве редактором (до этого служила журналистом в разных СМИ: и в газете, в журнале, на радио и телевидении, подрабатывала фрилансом), и поняла, что где-то есть ответ, близкий к «Да», если хочу, чтобы мои книги были изданы, надо принять, что тонкие аристократичные руки могут не только писать стихи, но и цифры. Опыт издания наших песен показал, что авторы по самом большому счету никому не нужны. Издатели заботятся о своей прибыли! Ну так, на то они и издатели!
Раз мы, авторы, мним из себя белую кость, то должен же кто-то уметь считать! Для вас счастье — быть изданным? Прекрасно! И зачем же вам тогда гонорар?! Вы имеете то, что хотели, а мы — то, что хотели мы.

И вот когда я поняла это, то всерьез задумалась над тем, а почему я сама не могу издавать наши песни, мои стихи и прозу? Спасибо издателю — нас уже знают, поэтому известные магазины возьмут мой товар у меня так же охотно, как брали до этого у издателя. Только здесь я не буду с унижением клянчить то, что по праву принадлежит мне — гонорар, а буду получать прибыль сама.
И я сказала — «ДА!»

Можете представить, КАК мне было страшно делать первые шаги?! Если мне сейчас страшно писать этот пост в ЖЖ, то просто задуматься о последствиях сказанного "Да«было страшно невероятно! Ведь я же поэт! Писатель!

И тут мне вспомнился Юрий Никитин. Спасибо, Юрий, на весь интернет за книгу «Как стать писателем». Книга полезная во всех отношениях. Но для меня главным стал его рассказ о том, что он, грубо говоря, наплевал на все союзы и рецензии и сам занялся изданием и распространением своих книг, которых у него ко дню написания пособия для начинающих писателей накопилось, ни много, ни мало, 40!

За это и держусь. Вот тут до меня дошла одна вещь. Издательский бизнес в России перешел все грани владения умами и втюхивает иногда совершенно непотребные вещи читателям, которые, по мнению всезнающих издателей «все хавают». Обидно и унизительно мне, как читателю, осознавать, что издатели держат меня за быдло, навязывая бессовестной рекламой самую настоящую чернуху. Где же литература для читателя?

Или мы, читатели, не способны сами формировать спрос? Неужели мы будем покупать и считать модным то, что нам просто влили в мозги вместе с 25-м кадром?!

Способны! Книги были, есть и будут, несмотря на то, что в интернете сейчас можно найти все. Да, можно найти Коэльо, Баха — что угодно. Но не хочется иметь любимую книгу в руках. Лечь с ней в снежную зимнюю пору в теплых носках на мягкий диван и погрузиться в хороший текст! В Волшебство Слова!

Вот о чем я думала, когда размышляла над тем, издатель ли я, бизнесмен или ревматичка и склеротичка, писательница и художница, неспособная позаботиться о своем произведении сама.

Читатели — вот главный элемент в книгоиздательском процессе! Еще немного, и все они окончательно поймут, что их надувают. По большому счету надувают.
Вы спросите: «А что, надо читать твои стихи и прозу? Это что ли эталон литературы?»

Не знаю, как на счет эталона, но мои стихи и прозу читают! И читают благодаря интернету. Есть даже постоянные читатели — смотрю статистику на сайте — приходят по закладке с одного и того же IP... читают... А если издам книгу? Сама? И сделаю рассылку тем, кто приходил на мой сайт? Не купят?

Помните?
«... Разбросанным в пыли, по магазинам,
где из никто не брал, и не берет,
моим стихам, как драгоценным винам,
настанет свой черед...»

Это Марина. Она издала за свой счет свой первый сборник стихов тиражом в 100 экземпляров. Ее даже не приняли в Союз Писателей! И что? кого мы помним из тех его ЧЛЕНОВ? — никого, как Марину!

Интернет дает нам возможность найти своих читателей.
Но как совместить несовместимое и преодолеть страшный стереотип: «Писатели, художники, поэты, музыканты — по умолчанию нищие?!»

Я лично не согласна с этим ярлыком!
А вы, коллеги?

Введите Ваш e-mail::

 

Комментарии:

Ани    19.06.2011, 20:30 

Да не переживайте вы так. Я разделяю мнение, что творческие люди иногда способны на нестандартные решения в бизнесе. Главное не останавливаться, главное что-то делать.

Надежда Болгова    20.06.2011, 10:03 

Леночка, подписываюсь под каждым словом. Поймала себя за руку, взявшуюся за перо, дабы выписать впечатлившее, занозное, давно сидевшее в голове, но не решавшееся вырваться наружу протестом. Цитирую, ибо гениально сказано, правдиво: "авторы по самом большому счету никому не нужны. Издатели заботятся о своей прибыли!" "Издательский бизнес в России перешел все грани владения умами и втюхивает иногда совершенно непотребные вещи читателям, которые, по мнению всезнающих издателей «все хавают». Обидно и унизительно мне, как читателю, осознавать, что издатели держат меня за быдло, навязывая бессовестной рекламой самую настоящую чернуху. Где же литература для читателя?". Как верно!