Александра Пахмутова. Одно сердце на все времена
26 сентября 2011, 00:19
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?
Творчество Александры Пахмутовой можно отнести к одной из главных составляющих советской музыкальной культуры. «Беловежская пуща», «Надежда», «Нежность», «Как молоды мы были», «Старый клён» — все эти песни знакомы не одному поколению советских граждан.
Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка, что находится в районе Волгограда. Первые шаги в музыке она начала делать уже в три с половиной года, когда будущий композитор пробовала играть на фортепиано и сочинять музыку. В 1943 году Пахмутова попала в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. В одном классе с Александрой Николаевной учились будущие лауреаты международных конкурсов Э. Грач, Х. Ахтямова и Л. Берман. В 1948 году Пахмутова поступила в Московскую Государственную консерваторию, где она потом занималась у известнейшего педагога Виссариона Шебалина.
Даже идеология может быть творчеством
Александра Пахмутова в соавторстве с поэтом-песенником Николаем Добронравовым (автором большинства текстов к её песням) написала множество песен ленинско-комсомольской тематики. Бытует мнение, что творчество никак не может быть связано с идеологией, поскольку политика порочна по сути, а любовь к музыке, желание донести до слушателя свои чувства не могут сосуществовать вместе с идеологией, преследующей определённые и не всегда гуманные цели. Но Александра Николаевна своим примером доказала обратное. Композитор не раз говорила, что писала песни о людях, которые самоотверженно служили своей стране, работали на её благо день и ночь. Мало кто знает, что Пахмутова не была членом компартии. А всё потому, что в её песнях речь шла о «коммунистах от сердца», но в КПСС её звали те, кто идеологией только прикрывался. Поэтому композитор и по сей день утверждает, что писала такие песни как «И вновь продолжается бой», «Комсомольская путёвка» и многие другие, руководствуясь только творческой фантазией.
Песни Ахматовой исполняли и продолжают исполнять многие артисты советской и российской эстрады: Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Анна Герман, Лев Лещенко, Майя Кристалинская, Валерий Ободзинский, Эдита Пьеха, Людмила Гурченко... сразу всех и не перечислишь.
Формула хита сердцем не рождается
Александру Пахмутову не раз называли одним из главных «поставщиков хитов» на советскую эстраду. Её песни пели все — от партийного руководства до простого рабочего. Многие гадали — в чём секрет её успеха и удивительной многолетней востребованности? На подобного рода вопросы композитор всегда отвечала, что существуют приёмы, которые будут притягивать человека к многократному прослушиванию той или иной мелодии, но Александре Николаевне это не нужно. Просто она считает такой подход обманом по отношению к слушателю и к музыке. А ведь современный шоу-бизнес воспевает исключительно одно — «хитовость». А уж как родилась эта музыка — никого не интересует.
Разножанровость — особая черта Пахмутовой
За всю творческую карьеру у Александры Пахмутовой не было проблем с каким бы то ни было жанром. Например, из-под её пера вышла музыка, на которую был поставлен балет «Озарённость» в Одесском Государственном театре. Творческий багаж Пахмутовой весьма разнообразен: это и произведения для симфонического оркестра, и музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita, и кантаты для детского хора. Композитор работала и для кинематографа — так, её творчество мы можем слышать в картинах «Семья Ульяновых», «Девчата», Три тополя на Плющихе«, «О спорт, ты — мир!» и других фильмах.
Но главное — песня...
Особое место в творчестве Александры Николаевны занимает, конечно же, песенный жанр. На сегодняшний день количество песен, к которым Пахмутова написала музыку, перевалило за четыре сотни! «Беловежская пуща», «До свиданья, Москва», «Как молоды мы были», «Команда молодости нашей», «Мелодия», «Орлята учатся летать», «Птица счастья», «Трус не играет в хоккей» — эти и многие другие песни звучат в России и по сей день.
Конечно, в последние годы о Пахмутовой вспоминают не столь часто, как хотелось бы. Но композитор не унывает по этому поводу и недавно в интервью заявила, что «от невостребованности не страдает», а наоборот, старается жить в ритме молодёжи. А громадный творческий багаж Александры Николаевны говорит сам за себя — не важно, о чём песня, если ноты к новому творению надиктованы сердцем, жанровые рамки исчезают сами собой.
закрыть