Jaco Pastorius - гений безладового баса
23 февраля 2014, 19:47
автор: Илья Челноков
рубрики: Таланты мира
Роль случая в историях обнаружения склонности и даже таланта к чему либо — дело распространённое. Как часто мы сами по воле случая открываем в себе нечто новое? Так и Джако Пасториус (Джон Фрэнсис Энтони Пасториус Третий), будучи уже в 15 лет барабанщиком в одном музыкальном коллективе во Флориде, переключился на бас-гитару по самой тривиальной причине: в группу пришёл более опытный музыкант и сел за ударную установку, а басист, как раз, ушёл. Джако, воспользовавшись освободившимся местом, стал играть в группе на бас-гитаре. Казалось бы — типичный рабочий момент, коих случается тысячи за творческую деятельность музыкального коллектива, но в данном случае именно эта перемена стала судьбоносной в жизни не только Джако Пасториуса, но и всего музыкального мира второй половины 20 века.
Многие считают Джако Пасториуса основоположником современных принципов игры на бас-гитаре. То, что показал он, теперь успешно используют тысячи басистов по всему миру. Как точно заметил один из коллег по цеху: «Джако открыл дверь и мы все в неё вошли».
И это при том, что 90% современных бас-гитаристов играют на классических бас-гитарах, оснащённых ладовыми порожками, в то время как Пасториус продемонстрировал миру виртуозную игру именно на безладовой бас-гитаре, не говоря уже о том, что, по большому счёту, именно он является одним из создателей безладовой бас-гитары.
Из барабанщиков в басисты
Овладев к 15 годам игрой не только на ударных, чему его обучил отец-джазмен Джек Пасториус, но также и на гитаре, клавишных и даже саксофоне, он, тем не менее, не отдавал особого предпочтения чему-либо одному. Выбор за него сделал случай.
Младший брат Джако примерно так оценивал его уровень мастерства тех лет: «Когда ему исполнилось 16, он был, наверное, лучшим бас-гитаристом в Южной Флориде. Когда ему исполнилось 17, он, определённо, был лучшим басистом во всем штате».
Спустя несколько лет успехи молодого человека заметили Джо Завинул (пианист) и Уэйн Шортер (саксофонист) основатели джаз-фьюжн группы «Weather Report». Вернее, Джако Пасториус сам рассказал им о себе, после их очередного концерта. Он добился встречи с Завинулом и стал напрашиваться в группу басистом, уверяя, что он — лучший бас-гитарист в мире. Джо Завинул прогнал крепким словом наглого мальчишку, но, спустя время, демо-запись юного наглеца всё-таки послушал. В конечном итоге Завинул пригласил Джако в свою группу. И хотя «Weather Report» на тот момент была уже весьма популярна, Завинул неоднократно говорил, что это была популярность на уровне университетских кампусов. С приходом Пасториуса они вышли на иной уровень, приобретя поклонников во всём мире. И причина тому одна — Джако Пасториус, без преувеличения, виртуозный бас-гитарист.
После «Weather Report» у Джако был собственный коллектив — биг-бэнд «Word of Mouth», с которым он гастролировал по США и Японии. Сольные альбомы Пасториус начал записывать с 1976 года. Были альбомы с певицей Джони Митчелл и с другими известными джазовыми и рок-музыкантами.
Безладовая гитара — хаос или гармония
После 50-х годов музыканты получили возможность активно гастролировать посредством автомобильного, железнодорожного, авиатранспорта, что, конечно же, способствовало распространению музыки. Во второй половине 20 века стало очевидно, что музыка теперь не удел избранных. Но вовлечение в музыкальное пространство огромного числа новых слушателей по всему миру запустило аналогичный процесс и внутри самих музыкальных коллективов. В то же время, контрабас — основной басовый инструмент в музыкальных группах до бас гитары, стал инструментом, скорее, камерным, чем концертным. Почему? Да потому, что контрабас не только громоздок и не мобилен, его звук сложно усилить аппаратурой на больших концертах, но он ещё и требует специального многолетнего трудоёмкого обучения. Для того же, чтобы отвечать возникшим потребностям популярной музыки, с её бешеным темпом жизни и геомасштабом, нужны были музыканты и инструменты, которые были бы столь же мобильны, столь же динамичны, музыка на которых была бы столь же легко воспроизводима, как и сама эта новая музыкальная индустрия. Так, совершенно закономерно, на смену контрабасу пришла бас-гитара.
Первая профессиональная бас-гитара была произведена и выпущена в массы предпринимателем Лео Фендером (Leo Fender) в 1951 году. До этого было несколько попыток создать бас-гитару в производственных масштабах, но все они оказались неудачны. Бас-гитара Фендера музыкальным сообществом всего мира была встречена на «Ура!». И до сих пор, когда говорят «бас-фендер», имеют в виду тот самый первый классический вариант бас-гитары.
Появление бас-гитары, несомненно, стало прорывом для джаза и рока. Она в прямом смысле облегчила жизнь музыкантов, а также сделала более гармоничным и лёгким по воспроизведению звуков за счёт наличия ладов на грифе. Так считало большинство. Но только не Джако Пасториус, выведший на пьедестал именно безладовую бас-гитару.
Как появилась безладовая бас-гитара
Первый безладовый бас был создан в 1961 году Биллом Уаймэном (Bill Wyman, «The Rolling Stones»). Билл хотел улучшить свою первую бас-гитару с износившимися ладами, удалил у неё все порожки, опробовал звук без ладов и нашёл его очень интересным, поэтому новые порожки ставить не стал и тем самым получил первый безладовый бас. Аналогично поступил и Джако Пасториус, который, спустя несколько лет после эксперимента Билла Уаймэна, взял свой отнюдь недешёвый фендер-бас и также удалил у него все лады. Кто знает, но вполне возможно, что если бы не популярность, которую снискал безладовый бас в руках Джако Пасториуса, массовое производство безладовых басов так и не началось бы.
По всей видимости, бунтарская натура Пасториуса, не терпящая ограничений, тем более ограничений, касающихся музыкального самовыражения, стало следствием выбора им гитары безладовой, то есть баса без рамок и ограничений.
Выбрав игру на безладовом инструменте, Пасториус стал восприемником старой школы, отдающей предпочтение контрабасу, но присовокупил все преимущества новой, бас-гитарной специфики. В личности Джако мы наблюдаем удивительный синтез нового и старого времен, и этот синтез по сути то, что имеет нынешняя басовая школа в плане звучания. Джако Пасториус своей неповторимой игрой открыл многим и многим двери в мир музыки.
Трагедия гения
Дальнейшая судьба Джако сложилась почти стандартно для музыкантов того времени. После 1984 года Пасториус, впав в нарко- и алкозависмость, буквально оказался на улице в положении бомжа. Музыкальное сообщество отвернулось от него. В 1987 году он умер нищим, не выходя из комы после травм, полученных в драке с «вышибалой» в одном из клубов в Форт-Лодердейле.
В 2011 году журнал Rolling Stone назвал Джако Пасториуса одним из лучших бас-гитаристов всех времен. Так, настоящее мировое признание пришло к нему после смерти, звершив тем самым, такую же закономерную трагедию гения.
закрыть