Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Исаак Дунаевский – «Широка страна моя родная»

19 августа 2011, 21:11
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Исаак Осипович Дунаевский

Без преувеличения можно сказать, что музыка этого человека знаменовала собой целую эпоху в советском искусстве. Под его песни плакали, смеялись и даже маршировали. Диапазон душевных струн, затрагиваемых творчеством Исаака Осиповича Дунаевского, настолько широк, что этого композитора по праву назвали «запевалой советского народа».

Непростое начало

Исаак Осипович Дунаевский – это тот редкий композитор, чьё творчество смогло обойти многие цензурные преграды советского строя. Дунаевский родился 18 января 1900 года (30 января - по григорианскому календарю) в местечке Лохвица Полтавской губернии Российской империи (ныне – Полтавская область в Украине) в семье банковского служащего.

На ранние годы жизни будущего великого композитора повлияли трагические моменты в истории нашей страны. Дунаевский собственными глазами видел все «прелести» Гражданской войны и её последствия, а также пережил становление большевистской власти в России. Важную роль в его судьбе сыграл тот факт, что семья Дунаевского была музыкальной: мать играла на фортепиано, а дед был кантором (дирижёром церковного хора).

Исаак Дунаевский – «Широка страна моя родная»Гимназию Исаак закончил в 1918 году. Закончил её с золотой медалью. В то время он не мог пойти против воли отца, считавшего искусство баловством, поэтому поступил в юридический факультет Харьковского университета. Однако если в то время родительский наказ и имел весомую силу, то душа всё равно требовала своего. И поэтому Дунаевский всегда оставался верен музыке. Не важно, кто «правил за окном» - белые, красные, немцы, гетманы, Исаак никогда не упускал возможность выступить на том или ином концерте в качестве скрипача.  Поэтому он, будучи чиновником Наркомата РСФСР внешней торговли, умудрялся сочинять музыку для театра Николая Синельникова, на сцене которого Исаак когда-то работал. Когда же в Харькове открылся государственный драматический театр, Синельников не мог не пригласить Дунаевского поработать вновь, но уже с повышением – Исаак Осипович стал главным дирижёром. К тому времени композитор уже обрёл достаточную самостоятельность и мог следовать за мечтой, невзирая на уговоры окружения о том, что «стабильно только рядом с властью».

Через тернии

Не секрет, что человек из искусства может достичь наибольших успехов (как правило) только в Москве. Поэтому в 1924 году Исаак Осипович Дунаевский переехал в Москву и с головой окунулся в театральную жизнь столицы. С середины 20-х годов Дунаевский увлекался музыкой в стиле джаз. Но для партийных лиц данное направление музыкального творчества всегда являло собой дурное проявление западной культуры и якобы таило опасность для нравов рабочего пролетариата. Докатилось до того, что советы «велели оперетте» освещать на сцене исключительно жизнь простых советских граждан. Дунаевскому ничего не оставалось кроме как подчиниться, не смотря на то, что творческая натура бунтовала. Он написал оперетту «Полярные страсти», которая сразу обрела популярность в народе. Во-первых, она не содержала в себе «антисоветчины» или же нравов буржуазно настроенных иностранцев. Тем не менее, это не был «заказной материал» в чистом виде, потому что Дунаевский сумел написать музыку, на качестве которой не отразились войны политиков.

Не смотря на непростую атмосферу в обществе, где каждый боялся доноса со стороны друзей или соседей, Дунаевский не участвовал в сплетнях, которые среди композиторов и музыкантов были далеко не редкостью, и при этом был начисто лишён зависти. И свои убеждения композитор сумел изложить языком музыки в пьесе «Склока» - это история типичной советской квартиры с типичными представителями «трудолюбивого населения страны».

Ленинград

Не смотря на то, что, казалось бы, жизнь композитора подарила ему всё, чтоДунаевский умел писать музыку, которая была доступна для восприятия даже для людей с неразвитым музыкальным слухом нужно, Дунаевский принял решение переехать из Москвы в Ленинград. Он не просто покинул город, в котором сосредотачивалась вся культурная жизнь страны, нет. Как писал сам Исаак Осипович, ему нужно было «бежать… уйти из всех композиторских объединений, где сидели ненавистники…», где его не любили коллеги.  А всё потому, что Дунаевский умел писать музыку, которая была доступна для восприятия даже для людей с неразвитым музыкальным слухом. А это кроме как талантом не назовёшь…

Когда Исаак Осипович приехал в Ленинград, за его плечами уже была музыка к восьми опереттам, 23 эстрадным номерам, 62 драматическим спектаклям и двум балетам. Композитор создал уже к тому времени более 90 различных произведений. В  1932 году советский режиссёр Григорий Васильевич Александров планировал создать музыкальную комедию. Ему порекомендовали Дунаевского за то, что музыка Исаака Осиповича незатейлива, но при этом красива и понятна всем. Через некоторое время на квартире Леонида Утёсова состоялась встреча режиссёра и композитора, где мастера своего дела обсудили планы касаемо картины «Весёлые ребята».

Работа в кинематографе затянула Дунаевского. К музыкальной комедии композитор написал порядка двадцати различных композиций. С фильмом приключилась любопытная история – прежде чем показать его советскому зрителю, картину отвезли в Венецию на Вторую международную кинематографическую выставку. И, словно знак свыше, картина получила первый приз – Золотого кубка. Композиция «Марш весёлых ребят» стала настолько популярна в Венеции, что её перевели на итальянский язык и с удовольствием играли ансамбли и оркестры по всему городу. С тех пор Дунаевский много работал в кино. В 1935 году его пригласили поработать над фильмом «Дети капитана Гранта». Исаак Осипович написал удивительно искреннюю музыку к картине. Музыку, которая словно была рождена в самом сердце героев фильма. Даже сам Дмитрий Шостакович назвал увертюру к картине «симфоническим произведением большого накала и темперамента».

Кто в России не знает песен «Ой, цветёт калина» и «Каким ты был» из картины «Кубанские казаки»? Секрет народной любви к творчеству композитора прост – на мой взгляд, его музыка из кинофильмов в какой-то степени создавала характеры киногероев, раскрывала их внутреннюю сущность едва ли не больше, чем всё остальное. В частности, во время создания фильма «Волга-Волга» Дунаевский был уже полноправным соавтором комедии, а не просто композитором.

Реквием

Последней работой композитора считается оперетта «Белая акация», к которой Исаак Осипович не успел дописать всего три номера. 25 июля 1955 года Дунаевский скончался от сердечного приступа. Но даже после смерти его не оставили в покое – в народе ходило множество слухов, кто-то говорил о самоубийстве, кто-то вспомнил о скандальном случае с автомобилем композитора. Иными словами, человек, чьё творчество было поистине любимо всей страной, даже после смерти будоражил завистников ещё очень долго.

Но в памяти большинства из нас осталось только творческое наследие великого мастера: три балета, 11 оперетт, музыка к 30 драматическим спектаклям и 28 кинофильмам, а также более 100 песен. «Широка страна моря родная» - не побоюсь это слова, второй гимн советского человека. Дунаевский любил свою Родину, любил культуру своей страны. Но он никогда не забывал о музыке, которая была действительно смыслом его жизни. Он не бросил её ни во времена «скоропостижно меняющейся власти», ни в дни личных драм и семейного горя. Его музыка жива и переживёт своего создателя не на один век…

Введите Ваш e-mail::