Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Евгений Крылатов. Прекрасное далёко…

14 сентября 2011, 18:20
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Евгений Крылатов. Прекрасное далёко…

«Лесной олень», «Прекрасное далёко», «Песня медведицы» — для многих из нас это песни из детства. Они знакомы даже современному поколению, которое в немалой степени росло и на советских мультфильмах. Ну а как же не вспомнить фильмы «Приключения Электроника», «Чародеи», «Гостья из будущего», мультфильмы про Простоквашино, Умку, Васю Куралесова... Музыку ко всем этим картинам написал Евгений Крылатов.

Рояль в коммуналке

Вряд ли простой паренёк из Пермского края мог мечтать когда-то, что будет создавать музыку к одним из лучших советских фильмов и мультфильмов. На сегодняшний день количество картин, к которым Крылатов написал музыку, приближается к 150.

 

Семья у будущего композитора была, можно сказать, музыкальной. Отец, Павел Евгеньевич, ещё в молодости освоил игру на скрипке, а мать, Зоя Николаевна, любила исполнять народные песни. Как вспоминает сам Евгений Павлович, его знакомство с музыкой началось с того, что родители отдали его в кружок Дома пионеров. Когда будущий композитор поступил в музыкальное училище, у него не было собственного инструмента. Крылатову приобрели специальный самоучитель с нарисованной клавиатурой. Представьте себе, молодой человек учился играть по бумажному вкладышу! О чём это говорит? Да только об одном — музыка манила Евгения Павловича настолько сильно, что отсутствие пианино в доме не стало помехой. Но больших успехов при игре на картонных клавишах не добьёшься. К счастью, местное управление культуры передало семье Крылатова старый рояль прямострунку во временное пользование. В то время семья Евгения Павловича занимала две комнаты в коммунальной квартире, и под рояль пришлось выделить одну из них.

Одну из ключевых ролей в становлении Крылатова как композитора сыграл директор музыкального училища Николай Александрович Митрополов, который обеспечил молодому таланту путёвку в Москву на смотр сочинений молодых композиторов, что и позволило Евгению Павловичу получить рекомендацию на поступление в консерваторию.

В Московской консерватории Крылатов познакомился с профессором Михаилом Ивановичем Чулаки (у которого он учился по классу сочинения). Михаил Иванович прекрасно понимал — каково молодому композитору в чужом городе, вдали от родных и без материальной поддержки. Учёба в консерватории свела Крылатова с очень интересными людьми — он учился вместе с Альфредом Шнитке, Родионом Щедриным, Андреем Эшпаем, Александрой Пахмутовой, Юрием Саульским.

Музыка в кино для детей

Крылатов пишет камерную, эстрадную симфоническую музыку, работает для театра и телевидения. Особенно яркой и плодотворной является работа композитора в кино.

Евгений Павлович считает, что его творчество вплоть до конца 60-х можно отнести к периоду становления. К этому времени относятся проекты «Я жду птенца», «Растрёпанный воробей», «Честное крокодильское» и «Фильм, фильм, фильм», музыку к которым Крылатов писал в сотрудничестве с композитором Александром Зацепиным. А вот своим «полноценным дебютом» композитор считает музыку к мультфильму «Умка», снятому на киностудии «Союзмультфильм» в 1969 году. «Колыбельная медведицы» в исполнении Аиды Ведищевой завоевала всесоюзную популярность. А многие мамы пели её детям перед сном. А помните, насколько была популярна песня «Крылатые качели» из картины «Приключения электроника»? Её исполняли практически в каждой школе СССР, и мне, в своё время, довелось её петь.

Детские песни или песни о детстве?

Для большинства советских граждан Евгений Крылатов всегда ассоциировался с детскими фильмами и мультфильмами. И это вполне объяснимо, так как его самые знаменитые композиции созданы именно в рамках детских проектов. В СССР не было, пожалуй, ни одного детского коллектива, который хотя бы раз не исполнил бы песню Евгения Крылатова. Да и сам мэтр объездил весь Союз, а его встречи с юными зрителями всегда превращались в маленькие концерты. Но всё же ошибочно полагать, что творчество Крылатова можно назвать «детским». Скорее, композитор просто пишет о детстве. А это, поверьте, настоящий, полноценный и сложный жанр, который даётся далеко не каждому.

Сейчас Евгению Крылатову 77 лет. Его последняя работа в кинематографе датирована 2009 годом, когда на экраны вышел сериал Сергея Никоненко «Аннушка». Юлия Михальчик записала для проекта две песни: «Не бойся полюбить» (на стихи Евгения Евтушенко) и «Где ты, мама?» (на стихи Ильи Резника).

В одном из интервью композитор посетовал, что сейчас практически не снимают фильмов для детей. Поэтому детские песни не популярны в той мере, в которой бы хотелось. Взрослые думают о чём угодно: о политике, экономике, скандалах в жизни публичных персон, но только не о подрастающем поколении. И это не может не тревожить.

Введите Ваш e-mail::