Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Максим Дунаевский: «Голливуд закрыт для тех, кто ничего не умеет»

22 ноября 2011, 19:04
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Максим Дунаевский: «Голливуд закрыт для тех, кто ничего не умеет»

Максим Дунаевский является одним из немногих композиторов России, который прекрасно чувствует и разбирается в тонкостях музыкального театра. В последние годы он всё чаще сочиняет мюзиклы и по-прежнему отказывается сотрудничать с представителями отечественной поп-сцены. После оглушительного успеха мюзиклов «Ромео и Джульетта» и Notre dame de Paris в музыкальной среде заговорили о необходимости создания отечественных мюзиклов. На дворе конец 2011 года, а слова так и остались словами. Максим Исаакович такому положению дел совсем не удивляется, поскольку творческий кризис современной русской музыки распространяется далеко за пределы эстрады.

Основной зритель — дети от 10 до 16 лет

Максим Дунаевский считает, что за последние лет 10-15 произошла резкая смена ценностей, изменилось всё — вкусы аудитории, способ подачи музыкального материала и само отношение к музыке. В СССР главной проблемой была всепоглощающая цензура — если худсовет не одобрял песню или композицию, то композитору приходилось либо мириться с такой несправедливостью, либо подстраиваться под формат. Но советский формат песни, которая «строить и жить помогала» имел один весомый плюс — сплачивание народа. Массовая песня в СССР несла в себе заряд «коллективизма», и деструктивного в ней было не так много.

Но Россия изменилась. Наше общество стало более индивидуализированным. Балом правит субъективизм. С одной стороны, это замечательно. Появилась почва для экспериментов, которые раньше были невозможны. Мнение любого меньшинства может быть услышано и поддержано. Поэтому если раньше песни можно было разделить по «социальным направлениям», то сегодня музыка строго делится по возрастной аудитории. Как бы прискорбно и примитивно это ни звучало. Эстрада, музыка в кино и музыкальный театр полностью скопировали американскую модель. Сегодня положение дел таково, что советскую эстраду предпочитают люди в возрасте, современная музыка интересует исключительно молодёжь. К сожалению, основным музыкальным потребителем поп-музыки стали дети 10-16 лет. Максим Исаакович с грустью отмечает, что и музыка, востребованная в наши дни, примитивна во всех смыслах.

А как можно компенсировать примитивизм? У композитора есть однозначный ответ и на этот вопрос. Чтобы хоть как-то привлечь более взрослую аудиторию, артисты используют в своих образах эротику. Но ведь с музыкой она не имеет ничего общего. Поэтому главной бедой для тех, кто хотел бы нести творчество в массы (именно творчество!) является уже даже не отсутствие денег или связей (Интернет подарил композиторам невообразимые возможности), а то, что российская сцена находится во власти жанра, взывающего к самым низменным потребностям человека. И этот жанр весьма воинственен и агрессивен. Поэтому порой задумываешься над необходимостью возвращения худсоветов и в наши дни.

«Голливуд закрыт для тех, кто ничего не умеет»

Максим Исаакович часто проводит параллели с музыкальной культурой США. Композитор прожил в Америке девять лет и заявляет, что там никто и никогда не допустил бы той безвкусицы как у нас. Почему в России до сих пор не создано ни одного мюзикла, который захотели бы показать, например, на Бродвее? Дунаевский придерживается мнения о том, что у нас практически нет композиторов, которые владеют тонкостями постановочных особенностей мюзикла. То, что идёт в московских театрах, превращается, как правило, в пьесу с плохо исполняемой музыкой или в анархичную самодеятельность.

Ещё одним фактором, тормозящим развитие музыкального театра, является отсутствие «профильных» залов. Наша публика не «приучена» к тому, что один спектакль может идти в театре очень долго. На Бродвее это в порядке вещей. Максим Дунаевский считает, что в России было бы идеальным создание «театра мюзикла», в котором бы шли две-три постановки. Кроме того, нужно время, чтобы зрители привыкли к такому формату.

Максим Исаакович считает, что подтверждением его слов может служить Московский театр оперетты. Думаю, все уже не раз читали статьи о том, что оперетта мертва. Но зрители ходят в этот театр и по сей день. Жанр живёт. Нет никаких причин опасаться за его будущее. Точно такая же формула поможет воспитать в нашей стране «культуру мюзиклов». Поэтому Голливуд и считают закрытым для всех российских постановок. Уровень качества не тот. Но не обольщайтесь — в этом вопросе нет ни политики, ни «недобросовестной конкуренции». Просто Голливуд закрыт для тех, кто ничего не умеет.

Слова Максима Исааковича Дунаевского подтверждают и моё мнение о том, что у композитора всегда есть выбор. Не смотря на тотальный творческий кризис в России, люди пишут музыку, занимаются творчеством и не играют в игру под названием «шоу-бизнес». Вот только жаль, что настоящее музыкальное искусство и способность отличать плохую музыку от хорошей не прививается молодому поколению.

Введите Ваш e-mail::