Сергей Прокофьев – крушитель основ академизма
24 декабря 2011, 00:20
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?
Оптимизм и искренняя вера в человека красной линией проходят через творчество Сергея Прокофьева. Композитор искал вдохновение в самой жизни, а его произведения стали настоящим явлением в мире музыки. Современники Сергея Сергеевича подчас просто не могли понять неистовую и непривычную жестокость звукосочетаний в его произведениях, а самого композитора прозвали крушителем основ академизма.
Тяга к новизне с самого детства
Знакомство с музыкой у Прокофьева началось с пяти лет. Мальчик проявлял большой интерес к сочинительству и благодаря его матери, которая играла на пианино, к десяти годам он уже написал свои первые оперы – «На пустынных островах» и «Великан». В разное время его учителями были Рейнгольд Глиэр, Николай Римский-Корсаков, Анатолий Лядов, а также Иосиф Витоль и Анна Есипова. Друзья и коллеги отмечали, что творчество Прокофьева пропитано духом созидательной энергии, разнообразно, переполнено лирикой, драматизмом, психологизмом и, конечно же, юмором.
Безусловно, композитор был явлением для своей эпохи, поскольку он раздвинул рамки восприятия музыки, не боялся использовать массу выразительных средств. Каково было молодому человеку, которого всегда тянуло к экспериментам и новому звучанию? Академическая система обучения и по сей день не терпит никаких вольностей, а в то время любое свободолюбие, мягко говоря, осуждалось.
«Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете»
После окончания консерватории Сергей Прокофьев уже закончил работу над несколькими крупными произведениями, с которыми и отправился на концерты в Лондон, Рим и Неаполь. Он не собирал большую публику, но фортепианные вечера русского композитора в каждом городе проходили с успехом. Уже в России Сергей Сергеевич работал над «Скифской сюитой» для оркестра, оперой «Игрок», фортепианным циклом «Сарказмы» и вокальной сказкой «Гадкий утёнок».
Жизнь Прокофьева как композитора в нашей стране никогда не была лёгкой. Его произведения не принимали, осуждали, ругали за непонятные приёмы. В частности, музыка к балету «Ромео и Джульетта» поначалу показалась всем слишком сложной. Оркестр и балетная труппа за две недели до премьеры единогласно решили отменить постановку. Многие тогда шутили: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». В итоге премьера затянулась на целых пять лет. И лишь неожиданно тёплый приём публики смог переубедить танцоров и музыкантов в том, что новый подход к бессмертному произведению Шекспира лишь продемонстрировал музыкальным консерватором новый взгляд Прокофьева на музыкальное искусство.
Стальной трест
Однако за границей его принимали на «ура»! С 1918 года композитор начал гастроли за границей, которые продлились около 18 лет! С Сергеем Сергеевичем дружили Чарли Чаплин, Анри Матисс, Пабло Пикассо и Артуро Тосканини. Европейская публика проявляла интерес к столь необычной для того времени музыкальной агрессивности. Вот что в 1921 году писала парижская пресса об одном из концертов: «Когда дочка динозавра оканчивала консерваторию, в её репертуаре был Прокофьев... Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные трицепсы... Это не музыка, а звуковой стальной трест...».
Последние дни с музыкой
Прокофьева тянуло на родину, и он принял решение вернуться домой. «Я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего здесь мне не достаёт – свои песни. Мои песни…» - говорил Сергей Сергеевич.
Но в СССР его ждали неприятные новости. К сожалению, советская идеология не обошла вниманием зарубежные успехи композитора. В 1948 году его обвинили в симпатии к западной культуре. Цензура сделала своё дело. Прокофьев переживал вопиющую несправедливость в государственном масштабе с трудом, нервные срывы подорвали его здоровье. С 1949 года он переехал к себе на дачу в посёлок Николина гора, где жил в полном одиночестве, но даже тогда он не расставался с музыкой. Композитор продолжал работать над оперой «Повесть о настоящем человеке», ораторией «На страже мира» и балетом «Каменный цветок».
Сергей Сергеевич скончался 5 марта 1953 года. Творчество композитора лучше всего можно описать словами самого Прокофьева: «Я не люблю быть в состоянии, я люблю быть в движении». Он радовался жизни, каждый день он пытался видеть в окружающем мире что-то хорошее и, не смотря на политическое давление, верил в человеческие идеалы. Такой же была его музыка – смелой и свободной…
закрыть