Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Теория музыки Владимира Дашкевича. Авангард и поп-культура

8 октября 2011, 22:39
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Теория музыки Владимира Дашкевича. Авангард и поп-культура

Вступительная увертюра из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» сделала композитора Владимира Дашкевича известным на весь Советский Союз. Музыка к фильмам «Бумбараш», «Собачье сердце», «Там, на неведомых дорожках» и «Зимняя вишня» узнаваема и любима. Безусловно, его заслуги перед отечественной музыкальной культурой трудно переоценить. Однако я бы хотел обратить ваше внимание на то, что Владимир Сергеевич — не только талантливый композитор, но и теоретик музыки, чья философия позволяет нам понять главные причины духовного кризиса в России.

Стать композитором подтолкнула... свадьба соседки

Оглядываясь в прошлое, трудно поверить, что Владимир Дашкевич был одним из сильнейших игроков в шахматы и о музыке не помышлял. В 50-х годах он учился в МИТХТ (ныне — Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова), а за плечами молодого человека был лишь один год учёбы в музыкальной школе. Реальность сулила карьеру инженера-химика. Но свадьба соседки по коммунальной квартире изменила судьбу Дашкевича самым кардинальным образом. Соседи обратились к его семье с просьбой о помощи — на время свадебных торжеств им некуда было деть пианино (сами понимаете — что такое комната в коммунальной квартире), в итоге музыкальный инструмент оказался в комнате Владимира Сергеевича. Когда он решил «тряхнуть стариной», то понял, что шахматную доску придётся отложить, поскольку музыка завладела им окончательно и бесповоротно. Через шесть лет Дашкевич бросил завод, карьеру и начал посещать семинар самодеятельных композиторов под руководством Николая Каретникова, затем учился у модерниста Филиппа Гершковича. А после поступления в училище имени Гнесиных Дашкевич стал студентом Арама Хачатуряна.

«Бумбараш» и шахматы

В 1971 году после премьеры картины «Бумбараш» Дашкевич обрёл всесоюзную популярность и признание коллег. Но мало кто знает, что песен к этому фильму могло бы не быть, если бы не мастерство Владимира Сергеевича играть в шахматы. Оказывается, Юлий Ким наотрез отказался писать стихи на музыку композитора. После долгих уговоров друга он поставил ему условие — Ким напишет стихи, если Дашкевич сможет выиграть четыре партии подряд у кандидата в мастера по шахматам Владимира Гусарова. На кону у композитора стояло очень многое, ведь режиссёр Николай Рашеев рассчитывал на него. Как говорил сам Дашкевич, богиня Каисса проявила к нему благородство, не смотря на то, что он оставил шахматы. Гусаров проиграл Владимиру Сергеевичу четыре раза подряд. «Бумбараш» стал отправной точкой в карьере композитора. Уже потом были картины «Заячий замок», «Под каменным небом», «Маяковский смеётся»... в общей сложности Дашкевич написал музыку почти к 80 фильмам. И кто знает, что могло произойти с его музыкальной карьерой, если бы не любовь к шахматам?

Авангард и поп-музыка

Владимир Дашкевич своими смелыми суждениями о музыке и её роли в обществе взывал волну негодования, но во многом он оказался прав. Композитор считает, что с развитием технологий и науки люди потеряли способность «передавать архетип понятным языком». А авангард Владимир Сергеевич называет «искусством, лишённым языка». Ведь что сегодня происходит? Музыкальный мир разделился на две категории — авангард и поп-культуру. Критики хвалят авангардную музыку, профессионалы отмалчиваются, а простые люди ничего в ней не понимают. С другой стороны возникла поп-музыка, которую композитор называет «языком, лишённым искусства». Примитив чистой воды. Без новых архетипов нет и моральных ориентиров.

Дашкевич заявил, что российский народ принадлежит к язычеству: «я могу сказать это как музыкант». Композитор считает, что Мусоргский, Стравинский и Прокофьев представители языческой музыкальной культуры. А вот в творениях Баха, Верди и Моцарта превалирует христианство. Владимир Сергеевич утверждает именно так, поскольку придерживается мнения, что христианство как таковое не оставило следа в художественных образах русской музыки.

Однажды композитор даже предположил, что СССР распался из-за хлынувшей на советских людей западной культуры. Ведь влияние музыки определяется её форматом. Классика, эпос и фольклор рождают личность. А поп-музыка и комиксы любого могут превратить в «маленького человека». У личности задействована большая часть мозга в сравнении со среднестатистическими людьми. Энштейн играл на скрипке, потому что классическая музыка развивает мозг, а «большой музыкальный формат» жизненно необходим русскому человеку, который с детства должен привыкать к восприятию своей страны как самой большой в мире. Владимир Сергеевич приводит пример — в частности поп-музыка вполне подойдёт для формата мышления европейца, но для россиян она просто-таки опасна...

Продолжение следует...

Введите Ваш e-mail::

 

Комментарии:

Надя    12.10.2011, 20:50 

Илья, большое спасибо! Как увлекательно, как интересно написано и, главное, заставляет задуматься о себе, своём месте в этом мире, своих жизенных ориентирах. Наталкивает на размышления о себе, своём будущем, будущем своего ребёнка. И ведь личность Дашкевича стала для меня действительно открытием. Невежество и ханженство, конечно, с моей стороны - любить музыку из кинофильмов и не знать, кто ее автор. Как же всё таки здорово открывать для себя новые имена, наполнять себя новым знанием!

Илья Челноков    13.10.2011, 01:20 

Спасибо, Надя! Для этого мы все и трудимся :) Через эти статьи я сам для себя открываю многое.

Получается почти как в стихотворении Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг...