Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Геннадий Гладков: «Музыка – это честнейшее искусство»

28 августа 2011, 22:46
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Геннадий Гладков: «Музыка – это честнейшее искусство»

В прошлом году Геннадию Игоревичу Гладкову исполнилось 75 лет. Знаменитый советский и российский композитор, подаривший своё творчество многим фильмам, мюзиклам и спектаклям и по сей день пишет музыку к новым проектам. 

Его музыка знакома многим, но далеко немногие, к сожалению, помнят о нём как о композиторе. Без преувеличения могу сказать, что на музыке Геннадия Гладкова выросло уже два поколения. Многие до сих пор смотрят фильмы «Новогодние приключения Маши и Вити», «12 стульев», «Собака на сене» и «Обыкновенное чудо». А детям наверняка знакомы музыкальные темы мультфильмов «Бременские музыканты», «Ограбление по…» и «Голубой щенок». 

Сердцу не прикажешь…

Родился Геннадий Игоревич в 1935 году в Москве. Семья Гладкова была музыкальной, его отец играл на фортепиано и аккордеоне, а дед был гармонистом. Будучи ещё совсем юным, после седьмого класса, Гладков поступил в химический техникум, после окончания которого работал в НИИ красителей. Однако, как это часто и бывает, если творчество живёт в душе, оно оттуда никогда и никуда не пропадает. Будучи сотрудником НИИ, он участвовал в организации музыкальных вечеров. Работа работой, а сердцу не прикажешь. С каждым годом музыка овладевала будущим композитором, заставляя всё больше и больше откладывать основную работу на второй план.

В 1959 году Геннадий Игоревич поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. Его педагогом стал Владимир Георгиевич Фере. Можно сказать, что Гладкову повезло, потому что Фере был одним из немногих педагогов, которые не только умеют разглядеть в своих учениках нечто особенное, но и поощряют в них индивидуальность. К великому сожалению, очень часто музыкальное образование просто на корню убивает творческие зародыши уникальности в будущих композиторах. Но Владимир Георгиевич, к счастью, был настоящим мастером своего дела. Обстоятельства сложились так, что Геннадий Гладков уже в консерватории написал музыку к своему первому фильму «Тайны минувшего». Киностудия «Центрнаучфильм» дала композитору не только интересную работу, но и позволила получить неоценимый опыт, поскольку очень часто записи Гладкова проходили с симфоническим оркестром.

Дорога на большой экран

Сам Геннадий Гладков не раз говорил, что приходом в кинематограф и мультипликацию он обязан своему другу - актёру Василию Ливанову («Шерлок Холмс» всех времён и народов). В частности, первый мультфильм, к которому Гладков написал музыку, назывался «Самый, самый, самый». Потом уже последовали «Четверо с одного двора» и «Малыш и Карлсон». Но поистине всесоюзная популярность пришла к композитору после работы над мультфильмом «Бременские музыканты». Музыка Геннадия Игоревича в купе со стихами Юрия Энтина в 1969 году завоевала любовь всего советского народа.

Тогда же композитора заметил и Марк Захаров, работавший в то время режиссёром Московского театра сатиры. Гладков с удовольствием согласился посотрудничать и написал музыку к спектаклям «Проснись и пой», «Темп-1929», «Чудак-человек» и другим. Как признавался в будущем сам композитор, театр – это одно из тех направлений в творчестве, где он смог разглядеть для себя наибольшую свободу для воплощения творческих идей.

С 1983 года Геннадий Гладков освоил для себя ещё одно направление. Премьера оперы «Старший сын» (либретто - Ю. Ким, режиссёр – М. Дотлибов) продемонстрировала способность Геннадия Игоревича творить в юмористическом жанре, где юмор текстовой удивительно сочетается с юмором «музыкальным», когда звуки только подчёркивают комичность той или иной ситуации.

«Ироническая лиричность»

Творчество Гладкова узнаваемо. И узнаваемо оно даже теми, кто в музыке не особенно разбирается. Взять хотя бы комедию «Джентльмены удачи». После премьеры этой картины, главная музыкальная мелодия была известна всем – от мала до велика. В каждом дворе её насвистывали мальчишки. Она проникла буквально в каждый дом. А суметь наиграть её на гитаре или пианино считалось неким превосходством над другими.

Композитор признался, что настоящую цену музыке он узнал, когда услышал стук пишущей машинки, наложенной на соло саксофона в фильме «Рим, 11 часов». Тем не менее, музыкальный юмор Гладкова никогда не опустится до пошлости, чем грешат современные деятели музыкального искусства. Лаконичность и скромность – вот две основополагающие черты творческого образа этого композитора. При этом стоит отметить, что Гладков не страдает однообразием. «Творческий багаж» композитора пестрит маршами, мазурками, танго, галопами, серенадами, балладами и даже частушками. Жанровые разновидности лишь подтверждают то, что талант Геннадия Игоревича как композитора невозможно не заметить. И с этими словами согласны даже на самом высоком уровне, ведь с 1992 года по 2001 год Геннадий Гладков ежегодно (!) писал мюзиклы для Новогодней ёлки в Кремле. Несколько лет при Союзе композиторов Москвы Геннадий Игоревич возглавлял музыкально-творческую лабораторию «Третье направление». 

Порыв не терпит перерыва

Но, не смотря на многолетнюю востребованность, композитор считает себя приверженцем старой школы. Ноты, инструменты и никакого компьютера, ведь музыка сочиняется всё же человеком - на этих принципах Гладков работает и по сей день. Композитор поделился однажды, что вдохновение – странная вещь. Несколько месяцев может вообще ничего не получаться, но вдруг происходит нечто, вроде бы незначительное, и музыка сама просится на нотную тетрадь, только и успевай записывать. Да и написание музыки порой сложно назвать работой. Например, мультфильм «Бременские музыканты» и музыку к нему Гладков называет не иначе как «развлечением» и подчёркивает, что «не было никакой работы». Он просто получал удовольствие от того, что делает. Марк Захаров даже снимал некоторые сцены из своих фильмов уже под готовую музыку Гладкова. Представьте себе – насколько творчество Геннадия Игоревича настраивало режиссёра на нужный лад!

Журналисты не раз спрашивали Гладкова о его любви к мюзиклам. Ведь он написал музыку уже почти к трём десяткам постановок.  Сам Геннадий Игоревич всегда отвечает, что его любимые направления – это мюзикл и балет. До сих пор композитор с грустью вспоминает о цензурных проблемах, которые постигли балет «Вий», над которым Геннадий Гладков работал много лет назад. Его музыку назвали «страшной», а сам балет – триллером. Композитор считает, что сейчас для творчества появилось больше свободы и в ближайшем будущем он надеется реанимировать на сцене «гоголевскую бесовщину». 

Дирижёр Владимир Юровский отметил, что музыка Гладкова, как и музыка Прокофьева, очень хорошо «застрахована» от плохих исполнителей. Потому что плохой исполнитель такую музыку просто не сыграет. И с этими словами невозможно не согласиться. Ведь музыка – это честнейшее искусство, которое будет понятно любому человеку. Это послание от души к душе. И я надеюсь, что Геннадий Игоревич ещё не раз порадует публику новыми творениями. Хотелось бы поделиться  мыслью, которую озвучил сам композитор. Он заявил, что сейчас почему-то экономика на первом месте в списке приоритетов нашей страны, а культура ютится где-то на задворках. Это катастрофическое упущение России, потому что бескультурный человек даже самые новейшие технологии и наработки превратит в гадость.

Геннадий Гладков: «Музыка – это честнейшее искусство»

Я надеюсь, что не только мы, простые россияне, обратим внимание на эти мудрые слова. Но главное, на самом деле то, что пока в нашей стране живут такие деятели музыкальной культуры, как Геннадий Гладков, у молодого поколения ещё есть надежда…

Введите Ваш e-mail::

 

Комментарии:

Герман Вальтер    03.05.2014, 19:51 

Вы - скромный гений. Будучи вашим поклонником со времён "Бременских музыкантов" никогда вас не видел в средствах массовой информации. И только с приходом интернета наконец-то вижу настоящего композитора и таланта. Занимаюсь музыкой 35 лет и всегда уважал ваш талант композитора. Пока не вижу равных вам людей в эстраде. Уже невозможно слушать квадратный минор, который нам навязывают современные композиторы. А вас можно сравнить с И.Дунаевским. Тот же оптимизм и красивая гармония. Спасибо вам за ваше творчество! Ваш поклонник навсегда.