Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Дмитрий Шостакович. Его музыка как зеркало…

13 января 2012, 12:57
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Дмитрий Шостакович. Его музыка как зеркало…

15 струнных квартетов, 15 симфоний для симфонического оркестра, концерты с оркестром, сонаты для альта, скрипки и виолончели с фортепиано, несколько балетных сюит, два десятках прелюдий – это всего лишь часть богатого наследия Дмитрия Шостаковича. Роль его музыки для мирового искусства трудно переоценить! Но споры о самом композиторе не утихают до сих пор. Кем же он был на самом деле – искусным идеологом или просто влюблённым в музыку человеком?

К музыке через материнскую заботу

Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. И кто знает, как бы сложилась жизнь будущего композитора, если бы не родители – Дмитрий Болеславович и Софья Васильевна. В своих автобиографических заметках Дмитрий Дмитриевич вспоминал, что в детстве его совсем не привлекали ни песни, ни музыка. И даже первое посещение театральной постановки «Сказка о царе Салтане» в 1915 году, скрашенное детской впечатлительностью, не победило нежелание мальчика посвятить свою жизнь музыке. Но мать Шостаковича твёрдо стояла на своём – и уже в 9 лет он вместе с двумя сёстрами сел за рояль. Кто знает, возможно, правильный подход к ребёнку, который могла подобрать только Софья Васильевна, оказался решающим. Дмитрий Дмитриевич кардинально изменил отношение к музыке. Уже через несколько месяцев он начал обучение у известного в то время фортепианного педагога Игнатия Альбертовича Гляссера. В музыкальной школе юный композитор играл сложные произведения Гайдна, Баха и Моцарта.

В 13 лет Дмитрий Дмитриевич поступил Петроградскую консерваторию. Последовав совету директора, он одновременно начал занятия по классу фортепиано и по классу композиции у Максимилиана Штейнберга и Леонида Николаева.

Премьера Первой симфонии Шостаковича состоялась в Большом зале ленинградской филармонии в мае 1926 года. Дебют молодого таланта оценили высокого. Симфонией заинтересовались дирижёры, а через некоторое время её начали транслировать по радио. И даже зарубежный зритель впервые услышал музыку советского композитора в мае 1927 года. В чём был секрет успеха? Возможно, в настоящем весеннем настроении, в оптимизме и свежести звучания.

Шостакович оставил всех с «Носом»

К сожалению, Вторая и Третья симфонии не смогли найти такого же отклика в сердцах публики, поскольку музыка этих произведений казалась многим сложной для восприятия. А вышедшая в конце 1920-х опера «Нос» (по мотивам повести Николая Гоголя и балета «Золотой век») вызвала раздражение у советских цензоров и представителей музыкальной богемы. Шостаковича назвали композитором, подверженным тлетворному влиянию Запада. Якобы эксперименты со звучанием зашли слишком далеко, а модернизм в то время считался дурным тоном. На Дмитрия Дмитриевича сыпались упрёки в «звукоподражании» и противоестественности вокальных мелодий.

Нельзя не признать, что «Нос» восприняли в качестве пародии на оперные формы и саму классическую оперу. Зритель не увидел выдающихся героев. Как и ожидалось, пиршество музыкального гротеска не прошло незамеченным. К сожалению, это была первая и последняя вольность композитора, в которой он смело и откровенно продемонстрировал ужасы и бесчеловечность власти, доставшейся «безликому ничтожеству» в лице бесноватой необразованной толпы.

Игра с идеологией

В 1934 году Шостакович представил оперу «Катерина Измайлова» по сюжету повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В этот раз Дмитрий Дмитриевич написал настоящую оперу (а не пародию, как было с «Носом»), украсив её реформаторскими приёмами музыкальных форм. Но главная героиня, Катерина Львовна, у многих зрителей вызывала неоднозначную реакцию. Она совершила два убийства и всё это ради мужчины, который в итоге оказался вульгарным распутником. Никакой романтики и легкомыслия! Советские цензоры были в шоке – «Катерина Измайлова» разозлила идеологов коммунизма до такой степени, что Шостаковичу запретили исполнять ВСЁ, что он написал ранее.

Для некоторых творческих людей цензура - настоящий удар. К счастью, Дмитрий Дмитриевич нашёл утешение в написании музыки к кинофильмам и театральным постановкам. Некоторые критики считают Шостаковича в определённой степени новатором, ведь благодаря ему песня в кино стала восприниматься в качестве музыкального образа главных героев. Так, например, особую популярность в народе приобрели мелодии к фильмам «Встречный», «Человек с ружьём» и «Златые горы».

Современники Шостаковича считали, что самый трудный период в его жизни закончился после написания Четвёртой симфонии и виолончельной сонаты. Композитор остался верен себе, своему особому стилю, но при этом не отказывался от простоты музыкального языка.

Продолжение следует…

Введите Ваш e-mail::