Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Музыка или технология? Индивидуальность или однообразие?

21 апреля 2012, 15:49
автор: Илья Челноков
рубрики: Советы композитора

Многие сочиняющие музыканты спрашивают меня о том, какое оборудование я использую в работе, какими техническими приёмами пользуюсь. Но ни один из них ни разу не спросил о самом главном, о творческом процессе! Конечно это сугубо личный процесс, можно даже сказать тайный, но, думаю, причина на самом деле не в этом. Подавляющее большинство воспринимает музыку как некую технологию, с помощью которой при удачном стечении обстоятельств можно стать знаменитым и заработать денег. Именно поэтому все скатываются в сторону технологии подражания и копирования. А это весьма печально, ведь раньше музыку ценили именно за содержание и оригинальность, за непохожесть и музыкальность.

Каждая группа искала свой саунд, своё индивидуальное звучание и копирование  считалось не просто плохим тоном, а чем-то более ужасным, т.е. приравнивалось к воровству. Теперь же все «на одно лицо». К примеру, кто-то создал на синтезаторе интересный звук и применил его в своей композиции, на следующий день все кому не лень начинают использовать такой тембр, генерируя его на своих синтезаторах. Или, например, кого-то осенило, и он сделал такой интересный набор инструментов в своей аранжировке, что его музыка зазвучала по-новому и свежо, так через неделю уже появляются клоны, которые в точности копируют набор и роли инструментов в композициях.

На самом деле такое копирование-подражание происходит не только в музыке. Примеры тому можно найти и в автомобилестроении. Посмотрите вокруг: все современные машины очень похожи друг на друга, и порою сложно определить что за марка автомобиля промчалась по дороге. Конечно, можно сказать, что вроде найдена универсальная форма кузова, наиболее обтекаемая, эргономичная, симпатичная и т.д., но это будут всего лишь оправдания. Я никогда и никому не поверю, что аэродинамика диктует один и тот же дизайн. Скорее всего, проще скопировать успешную модель, рассчитывая на то, что она будет иметь успех, выпущенная другой фирмой-производителем. Так и в музыке. Успешная композиция приводит к тому, что все начинают подражать и воспроизводить её части, стиль, звучание. Так и возникает поголовное однообразие, а индивидуальность перестаёт существовать как вид!

Каждый ли сочиняющий музыку человек задаёт себе вопрос - что такое музыка, зачем она нужна?  Уверен, что над этим мало кто задумывается. В поп-музыке уже давно всё строится вокруг одной нашумевшей или раскрученной песни, т. е. сделали одну или пару песен, сняли клип, раскрутили, затем быстренько, пока не угас интерес публики, «левой пяткой», «наваяли» недостающее количество треков и выпустили альбом. Технология? - Технология! А народ? Ну как говорил Богдан Титомир ещё вначале 1990-х «Пипл хавает»...

Вы спросите меня: «А примеры?!» Их просто масса.  Сделаю (наугад!) анализ только трех альбомов сегодняшних кумиров поп-музыки. И этого будет больше чем достаточно. Каждый сможет сделать подобный анализ любого альбома и любого исполнителя, и – больше чем уверен! – обязательно согласится со мной.

Итак…

Юлия Савичева, альбом «Оригами» - всё выстроено вокруг 3-х песен «Никак», «Зима», «Любовь-Москва», остальные песни просто «довесок». Абсолютно не интересные, стандартные, отчасти являются отголосками основных 3-х песен, но по большому счёту они в альбоме лишние - никакие.

Валерия альбом «Неподконтрольно» - как и у Савичевой альбом «стоит» на 3-х китах, на песнях «Мы вместе», «Разрушить любовь», «Человек дождя». Остальное я бы убрал из альбома тоже абсолютно безликое, не запоминающееся – никакое.

Филипп Киркоров альбом «For You» – из 17 песен ведущими являются лишь 5: «Я эту жизнь тебе отдам», «Полетели», «Сердце в 1000 свечей», «Холодно в городе», «Обычная история». Остальное местами отдает натуральным кабаком, местами – откровенными поделками в духе «наполнителя» альбома.

Но подобное происходило и раньше. Возьмем, к примеру, Рихарда Штрауса и его симфоническую поэму «Так говорил Заратустра». Чтобы вы понимали, о чём речь, я напомню, что в телепередаче «Что? Где? Когда?» в качестве заставки была использована музыка из этой симфонической поэмы, а именно первый номер «Восход Солнца». Всего в поэме их 9, но внимания заслуживает лишь это произведение, всё остальное просто неинтересно. Почему первый фрагмент выбивается из общей картины поэмы для меня остаётся загадкой. Такое ощущение, что первый номер и все остальное сочиняли совершенно разные люди.

Для полной картины приведу также 3 примера культовых западных исполнителей.

Группа «Eagles». Что вы о ней знаете? Не так уж и много. Только одна песня и всплывает в уме - «Hotel California».
Группа «Shocking Blue». Опять же лишь одна песня приходит на ум «Venus».
Группа «Status Quo». Только одна песня и прижилась в народе «In The Army Now».
Список примеров можно продолжать до бесконечности.
Каждый из названных хитов имеет особое звучание, настроение душу, если хотите! Каждый переживет ещё не одно возрождение в новых поколениях слушателей.

Мне скажут, что не может музыка состоять исключительно из хитов. Согласен. Однако не стоит забывать и о том, что музыка должна погружать человека в мир чувств, заставлять думать или забывать, будоражить или расслабляться. И делать это она должна не с помощью повсеместно применяемой технологии повторяющихся коротких  примитивных мелодий, аккомпанементов, бессмысленных текстов. Во все времена хватало низкопробщины, но сейчас, когда любой подросток на компьютере может слепить и сбросить в сеть свои «перлы» количество бездарного растёт в арифметической прогрессии. 99% всей создающейся сейчас музыки - это просто мусор. Лишь 1% заслуживает внимания, и только 0,001% является поистине ценной!
И для того, чтобы попасть в этот 1%, надо , наверное, не только освоить программы и, сочиняя что-то, думать о том, какой успех ждет композицию и её автора. Надо любить САМУ музыку! Любить слушателя! Любить то, что ты делаешь – вкладывать в произведение ДУШУ!

Введите Ваш e-mail::