Микаэл Таривердиев. Он просто жил…
7 сентября 2011, 22:03
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?
Фильмы «Король-олень», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Ирония судьбы» и «Семнадцать мгновений весны» являются не просто шедеврами советского кинематографического искусства, для некоторых людей они проходят красной линией через всю жизнь. И музыка из этих кинолент так же любима миллионами. Поэтому трудно переоценить тот вклад, который внёс Микаэл Таривердиев не только в советское музыкальное искусство, но и в нашу жизнь…
Борьба за музыку началась с ранних лет
Не смотря на то, что большинству наших соотечественников творчество Микаэла Таривердиева известно только в кинематографе, «послужной список» композитора весьма велик: из-под его пера вышли инструментальные концерты, оперы, балеты, вокальные циклы и даже сочинения для органа. Тем не менее, Таривердиев – один из немногих композиторов, чьё творчество до сих пор живо и год от года его музыка продолжает звучать в России.
Микаэл Леонович Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тбилиси. Его семья была известна на весь город, поскольку дед Микаэла, Гришо Акопов, был крупным землевладельцем. Мать Таривердиева, Сато Григорьевна, посвятила всю себя воспитанию сына. Строгое воспитание в совокупности с любознательностью сформировали творческое восприятие Микаэла ещё в детстве – легче перечислить, чем он не занимался, поскольку мальчика интересовало в юные годы буквально всё. Но его главной страстью стала музыка. И эту любовь приходилось отстаивать. Сразу после школьных занятий начиналась музыкальная школа, поэтому друзья Микаэла не могли рассчитывать на одноклассника в школьных драках. За это будущего композитора прозвали трусом и предателем. Но юный Микаэл просто выбросил «лишних» людей из своей жизни. Как вспоминает его друг детства, Сергей Гаспарян, у мальчика в то время появилась «некая оболочка» и он перестал подпускать близко кого-то из одноклассников.
В Тбилиси Микаэл Таривердиев закончил музыкальное училище, но развитию его талантов помешало горе - в 1949 году арестовали его отца. Микаэлу с матерью пришлось скрываться от советской власти, постоянно переезжать с квартиры на квартиру. Чтобы оплатить жильё, они голодали, а единственным источником дохода были частные уроки, которые Таривердиев давал детям. Что удивительно – композитор даже в то жуткое время не чувствовал себя несчастным. По крайней мере, вида он не подавал. Возможно, не хотел, чтобы его матери становилось ещё больнее от созерцания горя, которое мог испытывать сын.
Профессиональным дебютом композитора считается работа в Тбилисском театре оперы и балета им. Захария Палиашвили. После того, как публика тепло приняла музыку Таривердиева, он решил попытать своё счастье в Ереване. Микаэл поступил в Ереванскую консерваторию, но не проучился в ней и двух лет. А всему виной стала разительные отличия Тбилиси от Еревана. Если Тбилиси оставался культурным центром всего Закавказья многие годы, то Ереван жил более «закрыто» и был сосредоточен в большей степени на национальной культуре. Доходило до того, что в консерватории все произведения причислялись к «космополитичными», за исключением только тех, в которых использовались армянские мелодии. Но и вернуться в Тбилиси не было пределом мечтаний. Композитора манила столица СССР, которая могла подарить ему больше, чем все другие города, вместе взятые. Поэтому решение о переезде в Москву пришло само собой.
Здравствуй, Москва!
В 1953 году Микаэл Леонович Таривердиев начал учиться в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных в классе композиции Арама Хачатуряна. Как позже вспоминал сам композитор, институтские годы были в его жизни одними из самых счастливых. Он не обращал внимания ни на бытовые проблемы, характерные для всех приезжих в столицу, ни на давление советской идеологии касаемо новых веяний в музыкальной культуре. Тяга к познаниям и изучению музыки овладела Таривердиевым полностью. Но, как ни крути, а «академические рамки» были настоящим бичом всех композиторов того времени, ведь если ты не уважал музыкальные «предпочтения и традиции» советского народа, то ты бы не смог существовать в рамках музыкальной культуры как таковой.
Как и многие приезжие студенты, Микаэл Леонович не брезговал и разгрузкой товарных вагонов на Рижском вокзале. Но в свободное от учёбы и работы время он писал музыку. Однажды встреча со студентами из Всесоюзного государственного института кинематографии, искавшими в «Гнесинке» композитора для своей курсовой работы, стала переломным моментом в жизни Таривердиева.
Первым фильмом, к которому Микаэл Леонович написал музыку, стала картина «Человек за бортом», которую срежиссировали Эдуард Абалов, Эльдар Шенгелаяи Михаил Калик. Картину должны были представлять во Франции создатели фильма и композитор, но за границу выпустили не всех. Таривердиев отказался покидать СССР в знак протеста, за что был наказан по жалобе Союза кинематографистов – на 12 лет композитора сделали «невыездным». Данный факт стал известен не так давно, при этом композитор никогда не был сторонником антисоветских или же просоветских настроений. В политическом плане он был никаким, и только музыка вела его по жизни.
Кино как жизнь, а музыка как драма
За свою карьеру композитора в кино Микаэл Леонович Таривердиев поработал со многими режиссёрами, такими как Сергей Урсуляк, Татьяна Лиознова и Эльдар Рязанов. Однако не всё было так гладко, как могло показаться на первый взгляд. И одна из самых неприятных историй случилась во время работы над фильмом «Семнадцать мгновений весны».
Микаэл Леонович с самого начала своей работы в кино «прославился» тем, что не любил режиссёров, которые придавали музыке к фильмам второстепенное значение. Композитор с присущим ему характером никогда не отмалчивался и говорил о своём мнении открыто. За это, как несложно догадаться, его многие невзлюбили. А творческие разногласия у Таривердиева случались очень часто. Например, в фильме «Семнадцать мгновений весны» сцена, где Штирлиц поёт народную песню, по мнению композитора, вышла фальшивой. Режиссёр Татьяна Лиознова категорически не согласилась со взглядом композитора. Но когда Микаэл Леонович встал на сторону Юлиана Семёнова (автора идеи фильма), который был против включения имени режиссёра в сценаристы, Лиознова, по мнению некоторых свидетелей того конфликта, просто возненавидела Таривердиева. За это композитора вычеркнули из списка кандидатов на Госпремию, а в титрах его имя поставили после звукорежиссёра.
Вторым ударом по композитору стало письмо от Фрэнсиса Лея – композитора и пианиста из Франции, который якобы обвинил Таривердиева в плагиате. Конечно, многие не поверили в подлинность письма (а через некоторое время из Канн пришла телеграмма, где говорилось, что Лей никогда не писал в Союз композиторов в Москве), но только представьте – какой бальзам и «пища для разговоров» появилась у недоброжелателей композитора.
Настоящим спасением для Таривердиева стало предложение Эльдара Рязанова поработать вместе. Композитор и режиссёр нашли общий язык в их любви к поэзии. Не побоюсь даже сказать, что Рязанов и Таривердиев первыми представили широкому советскому зрителю стихи Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной. К некоторым песням из фильма «Ирония судьбы» делали по 30 дублей, а во время работы с Аллой Пугачёвой Микаэл Леонович не жалел ни сил, ни времени.
Через десять лет Таривердиев по большому счёту просто подарил Рязанову сюжет для фильма «Вокзал для двоих». В будущем Микаэл Леонович писал музыку ко многим фильмам, среди которых были «Золотая речка», «Возвращение резидента», «Старомодная комедия», «Ученик лекаря», «Разорванный круг», «Отелло», «Летние люди» и «Тихие омуты».
«Я люблю свой диван»
У Микаэла Леоновича была возможность уехать из СССР. Композитор понимал, что за рубежом он будет гораздо более востребован, нежели чем у себя дома. Но Таривердиев понимал, что не может оставить семью на растерзание советским властям, которые непременно бы отомстили композитору.
Когда в 1996 году, в Сочи, его спросили о том – почему он не воспользовался шансом изменить свою жизнь к лучшему вне Советского Союза, композитор в шутку ответил: «Я люблю свой диван».
При этом Микаэл Леонович никогда не считал свою жизнь необычной. Он просто любил музыку, продолжая изучать её до самой смерти. Композитор скончался 25 июля 1996 года. Однако его творчество будет жить ещё очень долго – пока существует праздник 9 мая, когда на телеэкранах показывают фильм «Семнадцать мгновений весны», пока перед Новым годом мы смотрим «Иронию судьбы», пока весело смеёмся, вспоминая самих себя в картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». А всё потому, что настоящая музыка, рождённая человеком, посвятившим ей всю свою жизнь, остаётся в сердцах людей на века.
закрыть