Живой классик – Родион Щедрин
30 ноября 2011, 22:30
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?
Родиону Щедрину 78 лет. Он остаётся самым востребованным российским композитором современности во всём мире. Едва ли не единственным! При этом возраст для него не является помехой – Родион Константинович живёт в буквальном смысле на несколько стран – работает в Германии, Литве и, конечно же, навещает Россию.
«Охота к перемене мест – весьма мучительное свойство»
Несколько лет назад Родин Щедрин отпраздновал очередной юбилей. Не побоюсь даже сказать, что это событие приобрело поистине международные масштабы. Концерты, посвящённые российскому композитору и пианисту, прошли в двух десятках стран. Творческий багаж маэстро впечатляет – Родион Константинович является автором пяти балетов («Конёк-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой») трёх симфоний, множества произведений для оркестра, фортепиано и хора. В СССР большим успехом пользовались его оратории и кантаты «Бюрократиада», «Ленин в сердце народном» и «Поэтория». Не говоря уже о том, что он и по сей день пишет камерную музыку.
Трудно представить, что человек в таком возрасте не только активно занимается творчеством, пишет музыку и продолжает радовать ценителей высокого искусства. Композитор даёт концерты в Европе и США, а на вопрос «где вы больше всего проводите времени?» отвечает с улыбкой – «в самолёте». Более того, Щедрин не жалеет о таком непростом образе жизни, подчёркивая, что ему приятно работать и в 78 лет, хотя и признаёт, что Пушкин был прав, говоря о том, что охота к перемене мест – весьма мучительное свойство.
Не забывая о России…
Многие артисты и композиторы, которые смогли добиться международного признания, давно покинули нашу страну, в которой государство не уделяет никакого внимания культуре, как таковой, и музыкальной – в частности. Родион Щедрин, хоть и востребован за рубежом, работает с настоящими профессионалами в Германии и Америке, но про Россию не забывает. В частности, именно в Москве состоялась премьера оперы «Боярыня Морозова». Журналисты, конечно же, недоумевали – зачем такому успешному человеку делать премьеру именно у нас, когда за границей готовы сделать всё? На подобные вопросы Родин Константинович отвечал, что в этой опере поднимается исконно русский конфликт, когда люди добровольно жертвовали своими жизнями и отстаивали право креститься двумя, а не тремя пальцами. И главная героиня оперы сама выбрала мучительную смерть от голода и жажды в земляной яме.
Многие были удивлены, когда узнали, что Родион Щедрин самостоятельно пишет либретто для собственных музыкальных сочинений. Композитор придерживается мнения, что это на самом деле вполне естественно. И здесь нельзя не вспомнить слова композитора и дирижёра Арнольда Шенберга, утверждавшего, что лучшим либреттистом для композитора может быть только сам композитор. Щедрин согласен с таким утверждением, подавая пример другим композиторам, которые не решаются попробовать свои силы в написании либретто.
Компьютер для него – вещь бесполезная
Думаю, не секрет, что в мире музыки меняется всё. Изменения стали особенно стремительными с приходом в искусство современных технологий. Композиторов, которые игнорируют компьютерные возможности при написании музыки, всё меньше. Но Родион Щедрин в этом вопросе принципиален. При этом он прекрасно отличает «компьютерную музыку», слышит её буквально с первых нот. Родион Константинович однажды сказал, что ни один современный компьютер не может быть устроен совершеннее, чем мозг человека. Те, кто всерьёз занимается классической музыкой, не будут следовать «техническому прогрессу», поскольку такого рода творчество никогда не потерпит ничего искусственного. Композитор придерживается мнения о том, что прогресс является противником такой интимной сферы как музыка. Как можно прочувствовать музыку, если за композитора всё сделала неживая машина? Современные дети не знают ни Пушкина, ни Чайковского, но уже с ранних лет разбираются во всех тонкостях компьютера. Будто в утробе матери они уже переписывались по электронной почте.
Возможно, кому-то эта позиция покажется радикальной, но рациональное зерно в таких словах есть. Музыка Радиона Щедрина живая, она заставляет биться сердце сильнее или замирать от высокого градуса драматизма. В таком контексте с ним действительно трудно спорить. Достаточно взглянуть на современную поп-музыку: это «творчество» дарят компьютерные технологии, и качество большинства песен оставляет желать лучшего. Комментарии тут излишни.
закрыть