Родион Щедрин: «Мозг композитора заряжён 24 часа в сутки»
7 декабря 2011, 23:06
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?
Родион Щедрин очень отличается от своих коллег. Вы наверняка слышали множество историй о том, что творческие люди могут вскочить посреди ночи и записать родившуюся в голове мелодию. Родион Константинович так не поступает. Он считает, что нужно доверять своему «мозговому сито». Если идея, которая пришла в голову в ночной час, доживёт до утра, значит, она достойна того, чтобы оказаться на бумаге…
Творчество – загадка мироздания
Не смотря на то, что Щедрин не сторонник опрометчивых экспериментов и придерживается традиционных взглядов на музыку, он признаёт, что творчество невозможно объяснить терминами логики. Так, например, однажды муза снизошла на композитора в очень стрессовой ситуации. Он подвозил друзей до железнодорожной станции вечером. Из-за гололёда автомобиль занесло, и машина оказалась в снегу по ветровое стекло. Именно в тот момент Родиону Константиновичу пришла в голову идея нового сочинения, которое он и по сей день считает одной из лучших своих работ. По понятным причинам названия он не раскрывает.
Муза по имени Майя
Композитора часто спрашивают о его музе. На все подобные вопросы Щедрин отвечает одинаково: «Майя – муза для меня». Дело в том, что Родион Константинович женат на известнейшей балерине Майе Плисецкой. Более полувека супруги живут в счастливом браке. Плисецкая не раз вдохновляла Щедрина своим творчеством и талантом на написание новых работ. Композитор с удовольствием отметил, что его жена образованна, женственна, но при этом парадоксальна и впечатлительна. Секрет столь крепкой семьи, наверное, заключается в том, что Щедрин и Плисецкая в первую очередь друг для друга друзья. Они всегда находят тему для бесед, часто обсуждают то или иное событие. Одним словом, им никогда не бывает скучно вместе. При этом, Родион Щедрин никогда не был ярым поклонником балета, шутливо уточняя, что он «не балетоман, а Майяман».
Человека нельзя научить сочинять музыку
Родион Щедрин считает, что человека нельзя научить сочинять музыку. Этому можно только научиться. Профессия композитора – дело непростое. Если проводить аналогию со спортом, то это настоящий марафон длиною в жизнь. У творчества бывает «разная погода» - иногда композитору светит солнце вдохновения, но иногда написание хорошей композиции требует таких усилий, которые не снились и профессиональным спортсменам. Без терпения и усидчивости одним талантом не обойдёшься. Хотя Родион Константинович и приводит в пример француза Клода Жозефа Руже де Лиля, который написал песню «Марсельеза» за одну ночь, при этом уточняя, что больше ничего выдающегося Руже де Лиль так и не смог создать. А в историю он вошёл как автор песни, но не как композитор. Поэтому только терпение и работа помогут преодолеть периоды творческого кризиса.
К мнению Родиона Константиновича Щедрина нельзя не прислушаться. Конечно, мы не можем жить без влияния естественных процессов развития общества, которые затрагивают и музыку. Но порой верность традициям и классический подход композитора к своей работе оказывается гораздо более важным фактором саморазвития, чем компьютерные технологии и новомодные музыкальные течения, которые всё чаще не только наполнены примитивизмом, но и совершенно деструктивны.
закрыть