Георгий Свиридов - художник русской души
15 декабря 2011, 12:26
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?
Музыка Георгия Свиридова запоминается сразу. Она наполнена национальным колоритом песенных мелодий, яркими оркестровыми приёмами, при этом весьма строга в отборе выразительных средств. Но в истории русской музыкальной культуры Георгий Васильевич запомнится как создатель особого жанра, который сам композитор называл «музыкальной иллюстрацией».
Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже Курской губернии. Уже в раннем детстве он осознал, что музыка привлекает его больше, чем какое-либо другое увлечение. В начальной школе Свиридов учился играть на балалайке. В 1932 года Георгий Васильевич начал заниматься музыкой профессионально в Центральном музыкальном техникуме города Ленинграда, а в 1936 года поступил в Ленинградскую консерваторию, где первым педагогом у Свиридова был Пётр Рязанов, которого через полгода сменил Дмитрий Шостакович. Как вспоминал позже сам Георгий Васильевич, для него Шостакович навсегда остался мудрым другом, а не просто талантливым преподавателем. Выпускной работой Свиридова стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Музыку молодого композитора оценили высоко, что только укрепило его намерение заниматься любимым делом и дальше.
Русское искусство должно быть простым
Свиридов утверждал, что не знает – как рождается музыка. Композитор считал, что это чудо, а способность писать музыку называл даром от Бога. Георгий Васильевич всю жизнь испытывал потребность записывать свои мысли. При этом его дневники наполнены короткими заметками, Свиридов всегда выражал мысли и чувства ёмко и лаконично, вплоть до одного предложения или короткого афоризма. По такому же принципу он писал и музыку. Пространные формы и «музыка с подводами» были Георгию Васильевичу не по душе. И если мы взглянем на его творчество, то убедимся, что большинство композиций состоят из простых форм. Свиридов объяснял это тем, что русское искусство (и музыка, в том числе) должно быть простым, поскольку считал его христианским. По мнению композитора, музыка должна стремиться к простоте Христа, и никакая двойственность не способна украсить творчество.
«Отчалившая Русь»
Конец 70-х годов ХХ века можно назвать «золотым временем» в творческой жизни композитора. Он писал музыку на стихи любимых поэтов – Блока и Есенина. В 1977 году Георгий Васильевич закончил работу над одним из самых значительных произведений в его жизни. Сочинение «Отчалившая Русь» написано для голоса и фортепиано на стихи Сергея Есенина. Сам композитор называл свою работу «поэмой в 12 песнях». По структуре «Отчалившая Русь» является вокальным циклом, но Свиридов считал её именно поэмой – размышлением о роли поэта в жизни своей родины. Для Свиридова это был своеобразный гимн уходящей России, в котором слились загадочность русской души и миф о граде Китеже.
Пианист Михаил Аркадьев однажды сказал, что Свиридов писал «Отчалившую Русь» с болью в сердце и со слезами на глазах. Премьера состоялась в 1994 году в Лос-Анджелесе. По словам Аркадьева, таланту русского композитора американцы аплодировали стоя. Конечно, Георгий Васильевич был рад, когда его творчеству рукоплескали в США и Великобритании, но он никогда не разделял публику на «своих и чужих».
Духовность вне власти и политики
Творчество Георгия Свиридова было скорее аполитично, поскольку главной темой, которая поднималась почти во всех его сочинениях, была проблема духовности. Но во времена перестройки «досталось» даже ему. Знаменитая заставка программы «Время» («Время, вперёд!») была заменена, поскольку на телевидении посчитали её «духом тоталитарного прошлого», хотя композитор всегда жил только искусством и не использовал его в политических целях. Конечно, через несколько лет сюита вновь стала музыкальной темой выпуска новостей в СССР. Режиссёр Михаил Швейцер отметил тогда, что «Время, вперёд!» несёт в себе пульс жизни, свободной от политической суеты.
Свиридов искренне верил в то, что русская культура неотделима от чувства совести. Композитор предостерегал будущие поколения от нравственного кризиса. Его особенно расстраивало то, что в начале 80-х годов стало популярным и модным высмеивать русскую песню и «русскую интонацию». Это шутовство, которое и по сей день сохранилось на российской эстраде, приобрело поистине катастрофические масштабы не только в музыкальном искусстве, но и в культуре нашей страны. Особенно отчётливо это чувствуется в вокальной поэме «Петербург».
Георгий Васильевич скончался 6 января 1998 года в Москве. До конца своих дней он говорил о том, что главной задачей человека является воспитание нового поколения в служении добру. Сам композитор оставался верен высокой духовности не только в музыке, но и в жизни.
закрыть