Дмитрий Шостакович: «Не занимайтесь моим бессмертием»
18 января 2012, 23:01
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?
После того, как в СССР Дмитрию Шостаковичу запретили исполнять его ранние сочинения, композитор пребывал в настоящей депрессии. Все понимали, что советская цензура проучила Дмитрия Дмитриевича и заодно продемонстрировала другим его коллегам, что заигрывания с государством не приведут ни к чему хорошему. Никто не хотел даже слушать о том, что творчество и идеология, как правило, идут разными дорогами.
После скандальной статьи «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» Шостакович отказался не только от исполнения оперы «Леди Макбет Мценского уезда», но и от премьеры Четвёртой симфонии, поскольку понимал, что власть могла воспринять его вольности в музыке как открытый вызов. И это его угнетало, поскольку композитор никогда не предполагал сочетание политики и музыки в своих произведениях.
В 1937 году на суд публики представлено новое сочинение – Пятая симфония. Она в какой-то мере отличалась от ранних авангардных произведений мэтра, носила драматический характер и была наполнена «классическими» элементами. Сталин лично прокомментировал новую работу: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». К ужасу самого композитора к этой симфонии прикрепили ярлык «образца социалистического реализма в симфонической музыке». Все прекрасно понимали, что Дмитрий Дмитриевич сторонился политики! Это был один из ярких примеров, когда власть использовала человека из искусства с целью пропаганды советских идеалов, при этом Шостакович со многим был не согласен, но открыто противостоять государству не мог. Использование его сочинений в качестве культурной пропаганды доводило Дмитрия Шостаковича буквально до слёз.
В том же году Дмитрий Шостакович стал профессором Ленинградской консерватории. Сначала он преподавал инструментовку, а позже и композицию. Многие отмечали, что его педагогические качества воспитывали в студентах аккуратность и ответственность. Кроме того, к каждому из студентов Дмитрий Дмитриевич обращался по имени отчеству или на «вы». Никто из учеников никогда не чувствовал на себе «оковы академизма». Безусловно, молодые таланты приобретали знания и навыки, упорно трудились, сочиняли музыку, но при этом НИКОГДА не ощущали рамок для творческих экспериментов.
О педагоге судят по его ученикам – это общеизвестно. Дмитрий Шостакович сумел раскрыть талант многих учеников, в их числе: Кара Караев - чья музыка была пропитана этическим смыслом, а её основной темой стала борьба за самое лучшее в жизни - за свободу и любовь, Георгий Свиридов - создатель особого жанра «музыкальной иллюстрации».
Конечно же, работа в консерватории не могла отвлечь композитора от его собственных сочинений. Но Великая Отечественная война изменила всё. Шостакович хотел уйти на фронт, но Военный Совет решил, что страна не может себе позволить рисковать столь талантливым композитором и педагогом, поэтому из Ленинграда его вместе с семьёй эвакуировали в Куйбышев, где в декабре 1941 года была написана Седьмая симфония. 9 августа 1942 года её играли уже в блокадном Ленинграде. Симфония звучала не только в Большом зале филармонии, но и по радио. Под эту музыку люди не сдерживали слёз и не стыдились своих эмоций.
Восьмая симфония и фортепианное трио памяти Ивана Соллертинского, одного из самых близких друзей композитора, по праву считаются настоящими музыкальными шедеврами. Десятую симфонию, написанную в 1953 году, называют «закрытием сталинской эпохи в культуре». А вот Четвёртую симфонию публика впервые услышала лишь в 1961 году.
Композитора без его воли сделали воплощением социалистической музыкальной культуры. Шостаковича заставили представлять в мировом искусстве Советский Союз, что автоматически предполагало поддержание политических позиций страны. Вынужденная необходимость врать угнетала мэтра. Поэтому большую часть своей жизни Дмитрий Дмитриевич избегал журналистов. В его доме на виду всегда лежал особый блокнот, в котором записывались фамилии людей и названия организаций, с которыми композитор категорически не желал общаться. И первый пункт этого списка был таков: «Все газеты и журналы».
В 1971 году здоровье композитора ухудшилось. Но, не смотря на два инфаркта, он продолжал трудиться. Пятнадцатый квартет стал последней работой Шостаковича. Медленная и щемящая сердце музыка словно предрекала окончание жизненного пути. Насмотревшись на ужасы судебных тяжб по поводу делёжки наследства Сергея Прокофьева, он строго-настрого запретил родственникам «повторять» столь порочный путь.
Дмитрий Дмитриевич умер 9 августа 1975 года, не оставив ни завещания, ни устных пожеланий детям. Просил только об одном: «Не занимайтесь моим бессмертием». Но наследие великого композитора продолжает жить.
закрыть