Алексей Рыбников: «В классической симфонической музыке многое изменилось»
24 октября 2011, 22:47
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?
На музыке Алексея Рыбникова выросло не одно поколение. Фильмы «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Усатый нянь», «Про Красную Шапочку», «Шла собака по роялю», «Через тернии к звёздам», «Ералаш» любимы многими ещё с самого детства. И, конечно же, с детства нам знакомы песни, звучащие в этих картинах. За четыре десятилетия работы в кино, Рыбников написал музыку более чем к сотне фильмам. Но это лишь малая грань его творчества, известная широкой публике.
«Можно играть хоть носом!»
С самого детства Алексея Львовича окружала творческая атмосфера. Его родители были людьми искусства, мама - художник, отец – скрипач в оркестре Александра Цфасмана. В 1956 году Рыбников поступил в Центральную музыкальную школу, а уже в 1962 году молодой человек начал обучение в Московской консерватории имени П.И. Чайковского. И попал в класс Арама Хачатуряна, который во многом повлиял на будущего композитора. Алексей Рыбников до сих пор охотно рассказывает о своём педагоге. Хачатурян не уставал напоминать ученику о том, что композитор обязан найти эмоциональный контакт с аудиторией. Как этого добиться – не суть важно, можно играть хоть носом, но зрительный зал должен быть захвачен музыкой.
С тех пор композитор уяснил для себя одну вещь – в его музыке не должно быть компромиссов. Даже если нужно написать музыку к весьма заурядному проекту (будь то кино, театр, телевидение, мюзикл – не важно), композитор должен работать как в последний раз. Ведь история знает немало случаев, когда, например, фильм забывается, а музыка живёт ещё очень долго.
В период 60-70х годов Алексей Рыбников писал концерты для скрипки, баяна, струнного квартета и оркестра, а также для оркестра русских народных инструментов. Почти 20 лет жизни композитора прошли в духе классических симфонических произведений. С тех пор многое изменилось. Рассуждая о месте классической симфонической музыки в наши дни, Алексей Львович соглашается с тем, что на такие концерты ходят в основном люди, имеющие непосредственное отношение к музыке, учащиеся и просто старшее поколение. Грустно осознавать то, что на концертах всё меньше места новым произведениям, написанным современными авторами, большинство предпочитает проверенную веками классику.
Классики и современники в суждениях Рыбникова
Алексей Рыбников не раз говорил, что во времена его юности не было дефицита в концертах, где звучали современники того времени – Хачатурян, Свиридов, Шостакович и другие. И каждое новое произведение этих авторов становилось праздником в мире музыки. Вспомните хотя бы премьеру «Виолончельного концерта» Шостаковича – билеты невозможно было достать! Конечно, многое зависело и от исполнителей, таких как Мстислав Ростропович, игравших и классику, но регулярно включавших в свой репертуар произведения современников.
Что же происходит сейчас? Опуская лирику, можно сказать, что музыку ныне живущих композиторов практически исключили из крупных концертов. Трудно разобраться во всех нюансах такого положения дел, но Рыбников придерживается мнения о том, что музыкальный язык стал попросту очень сложным и «недемократичным». Современная публика долгое время вкушала музыкальный авангард ХХ века. Теперь она желает слышать что-то иное. Если же говорить о концертах, рассчитанных на широкую аудиторию, то здесь на репертуар во многом повлияли дирижёры, которые боятся полупустых залов. Исполнители, в свою очередь, тоже предпочитают проверенную временем классику. Алексей Львович предлагает нам взглянуть на другие страны. В Европе, например, оркестры живут на государственных дотациях, и они обязаны играть музыку современных композиторов. В России, к сожалению, ничего подобного нет. У нас никто не обязывает оркестры исполнять музыку ныне живущих российских авторов. Думаю, очевидно, что для симфонической музыки это губительная атмосфера, а композиторы, которые пытаются что-то создавать самостоятельно, порой работают на чистом энтузиазме.
Однако, по мнению Рыбникова, в последние годы наметилась позитивная тенденция. Постепенно происходит рождение нового музыкального языка, который не просто понятен аудитории, уставшей от авангарда, но и востребован современными исполнителями. Так, на фестивале «Черешневый лес» исполнялась Симфония № 5 («Воскрешение мёртвых») Рыбникова. А на «Фестивале симфонических оркестров мира» Валерий Гергиев исполнил Симфонию № 6. Безусловно, звучала и музыка других композиторов, лучшие оркестры мира посещают нашу страну всё чаще. В конечном счёте, подобного рода фестивали становятся той необходимой площадкой, на которой любой композитор может заявить о себе на весь мир. Ещё 10 лет назад такое если и было возможно, то далеко не для всех.
Комментарии:
Павел 31.10.2011, 11:33
Вот как несправедливо! Фильмы смотрим, песни поем оттуда, а композиторов не знаем! Илья спасибо! узнаю много нового интересного и полезного!