Рейнгольд Глиэр - мастер национального колорита в музыке
30 января 2012, 16:42
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?
Наша страна переживала нелёгкое время после Октябрьской социалистической революции. Со сменой власти изменилось многое – в том числе и отношение к искусству. Рейнгольд Морицевич Глиэр был одним из первых композиторов, которые стояли у истоков формирования советской музыки. Его главной задачей было сохранение богатейших традиций русской музыкальной школы в сочетании с новым мировоззрением советского народа.
Композитор «вопреки»…
Рейнгольд Морицевич родился 11 января 1875 года (30 декабря 1874 года по старому стилю) в семье мастера медных духовых инструментов Морица Глиэра. Мальчик с удовольствием проводил время в мастерской, но его привлекало не само создание инструментов, Рейнгольд мечтал научиться «извлекать звуки», его интересовала сама музыка. И это увлечение в семье, мягко говоря, не приветствовалось. Родители буквально каждый день пытались убедить сына, что им нужен наследник, который продолжит дело их рода. После смерти деда у отца дела пошли из рук вон плохо - он регулярно болел и не мог обеспечить выполнение заказов вовремя. Но финансовые проблемы семьи не поколебали намерение Рейнгольда связать свою жизнь с искусством. Он сам отыскивал педагогов, которые почти даром учили мальчика игре на скрипке. Простое увлечение нотной грамотой через некоторое время переросло в знакомство с произведения Бетховена и Моцарта. Уже в 14 лет Глиэр сочинял свою первую музыку.
В 1894 году он уехал из Киева в Москву, где начал обучение в консерватории по классу скрипки, позже прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонию постигал у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, а композицию молодому Глиэру преподавал М. М. Ипполитов-Иванов.
«Кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра…»
В 1914 году Рейнгольд Глиэр стал директором Киевской консерватории. Помимо преподавательской деятельности он дирижировал студенческим оркестром и устраивал в Киеве гастроли известнейших советских музыкантов. Но в 1920 году композитор вновь вернулся в столицу. Будучи преподавателем класса композиции в Московской консерватории, Глиэр воспитал известных композиторов и музыковедов - А. Хачатуряна, А. Давиденко, А. Александрова, Л. Книппера и других. Сергей Сергеевич Прокофьев однажды написал: «Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра — или прямым, или внучатым».
Отец профессиональной музыки советских республик
Вклад Рейнгольда Глиэра в формирование профессиональной музыки Украины, Узбекистана и Азербайджана неоценим. Ещё в детстве композитор любил слушать национальную музыку. Многообразие художественных выражений помогало Рейнгольду Морицевичу в формировании его мыслей и чувств. Так, например, итогом изучения украинской музыки стали балет «Тарас Бульба», симфоническая картина «Запорожцы» и поэма «Заповiт».
В 1923 году композитор посетил Баку. Поездка подарила Глиэру множество творческих идей и в 1927 году в Азербайджанском театре оперы и балета была поставлена опера «Шах-Сенем». В 1940 году Рейнгольд Морицевич написал увертюру «Ферганский праздник». А в соавторстве с Т. Садыковым было создано две оперы – «Лейли и Меджнун» и «Гюльсара». В 1949 году, к 150-летию со дня рождения Пушкина состоялась премьера балета «Медный всадник».
Долгие годы Глиэр мечтал о том, чтобы национальные мелодии слились в едином музыкальном произведении, которое помогало бы объединять народы под флагом искусства. И творческая фантазия помогла композитору создать «Торжественную увертюру», которая строилась на узбекской, русской, азербайджанской и украинской мелодиях. Вдохновлённый этой идеей, Рейнгольд Морицевич написал ещё две увертюры – «На славянские народные темы» и «Дружбу народов».
Его музыка – всегда праздник
Глиер не причислял себя ни к одной музыкальной школе из существующих в то время, но многие считали композитора последователем М. Глинки, А. Глазунова и А. Бородина. С этими авторами Рейнгольда Морицевича объединяет позитивное восприятие мира, которое передавалось через музыкальные произведения. Никакой злости, горя и страха! Сам Глиер однажды заявил: «Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением». При этом он ещё в консерватории отличался дисциплиной и ответственностью, не любил вечеринки, пиршества, столь привычные в студенческом кругу. Ему было попросту жаль тратить на подобные развлечения своё время.
Рейнгольд Глиэр умер 23 июня 1956 года в Москве. За восемь десятков лет композитор оставил музыкальное наследие: три симфонии, четыре инструментальных концерта, пять опер, шесть балетов, фортепианные и вокальные сочинения для детей, инструментальные пьесы, камерные ансамбли, а также музыка для кино и театра. Последнее выступление мэтра состоялось за 24 дня до смерти. Если взглянуть на жизнь Рейнгольда Морицевича, то можно отметить, что он всегда стремился к совершенствованию и к обогащению собственного миропонимания. Но, не смотря на завидную дисциплинированность, которую некоторые современники воспринимали за чёрствость, Глиэр до конца своих дней оставался добрым человеком – со светлой и поэтичной душой.
закрыть