Ты композитор

Основы музыкальной композиции

купить самоучитель

Александр Зацепин – композитор целой эпохи (часть вторая)

16 июля 2011, 02:02
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Александр Зацепин – композитор целой эпохи

После работы над «Бриллиантовой рукой» Александр Зацепин был готов показать свой талант не только советскому зрителю. И кто знает - как бы обернулась судьба композитора, если бы не бессовестный поступок Франко Кристальди. По отношению к человеку искусства подобная выходка была не только непорядочной, но даже преступной. К сожалению, за композитора никто не вступился. И зрители во всём мире не догадывались о том, что к фильму «Красная палатка» изначально писалась совсем другая музыка.

На несколько лет Александр Сергеевич ушёл из мира музыки. Он сильно переживал. Но разделить боль от несправедливости было по большому счёту не с кем. В 1973 году композитор вернулся в кинематограф с новыми песнями, которые вновь вернули Зацепина на ниву славы в СССР. Комедия Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» радовала не только остроумным юмором. Даже «коллеги по цеху» оценили новизну творчества Александра Сергеевича. Дело в том, что музыка со специальными звуковыми эффектами могла быть создана только в современной профессиональной студии с применением новейшего оборудования. Опять-таки не забываем - дело было в СССР! Представьте себе удивление музыкантов - откуда у Зацепина появился доступ к инновационным возможностям звукозаписи?

Беспрецедентный шаг Зацепина

В то время даже самые известные артисты, от простых музыкантов, до оперных певцов, порой годами ждали своей очереди, чтобы записаться в двух, единственных на весь Союз, профессиональных студиях! Разве мог Зацепин смириться с таким положением дел? Ведь творчество не будет ждать, когда для него подойдёт очередь на студии. Композитор решился на беспрецедентный для советского человека шаг - создать собственную студию звукозаписи!

Можете себе представить - как вздрагивали в СССР, когда звучали слова «частная собственность». Подобного рода дерзость граничила с уголовным преступлением. Но любовь к творчеству у настоящих музыкантов всегда сильнее любой идеологии. Александр Сергеевич добился обмена двух своих квартир на одну большую. На необходимое оборудование он потратил все свои сбережения, самостоятельно паял, собирал и монтировал все устройства в студии. Что-то на свой страх и риск достал за границей. Все музыканты, работавшие в этой студии, находились будто в сказке, настолько всё было на высоком уровне.

Оттепель в отношениях США и СССР, казалось бы, приоткрыла для наших деятелей искусства новые возможности. Один из американских продюсеров, услышав песни Зацепина, сразу поспешил предложить ему контракт. Вы только представьте себе - что для советского композитора может значить пятилетний (!) контракт в Голливуде? Александр Сергеевич подписал контракт, даже не думая о том, чтобы уехать в США. У него дома была прекрасная студия, в которой можно было бы создавать любую музыку и отправлять её в Голливуд.

Идеология против творчества

Однако в творчество Зацепина тут же вмешалось Министерство иностранных дел. Советник по культуре непрозрачно намекнул на то, что подобного рода сотрудничество с капиталистами не сулит композитору ничего хорошего. «Советский человек не имеет права подписывать никаких контрактов с иностранцами!» и точка. А если американцы вдруг захотят приехать к нему в студию сами, то на выдачу виз они могут не рассчитывать.

Вы можете себе представить - каким тяжким грузом легли на душу Александра Сергеевича слова советского политика? Композитор даже и не помышлял о каком-то шпионаже, подрыве советской культуры, он просто хотел расширить круг своих слушателей. И вот как государство «помогало» в те времена…

Зацепину не оставалось ничего, кроме как бежать из страны советов, но, обдумав возможные последствия, он не решился на такой риск. Однако мечтать и строить планы о работе за рубежом не прекращал. Трагическое событие в 1981 году изменило всю его дальнейшую жизнь - супруга Александра Сергеевича умерла от кровоизлияния в мозг прямо у него на руках. Ей было всего 47 лет. Летом 1982 года композитор выехал во Францию, потом отправился в Голливуд на поиски продюсера, с которым подписывал контракт, но его уже никто не ждал. Более того, с советским композитором никто не хотел сотрудничать. Зацепина как будто настиг злой рок - он вдруг оказался не нужен никому даже в Европе.

Александр Сергеевич вынужден был зарабатывать на жизнь, как когда-то в Москве, после приезда из Средней Азии. Только вокруг были чужие люди, не знающие о нём абсолютно  ничего. По состоянию здоровья работу в ресторанах пришлось прекратить. Благо, подвернулось несколько проектов, которые помогли материально.

Горбачёвская оттепель позволила Александру Сергеевичу вернуться на родину. Более того, он даже успел поработать с Леонидом Гайдаем над его последними картинами. Но музыка Зацепина не была оценена по достоинству. А причиной этому послужило то, что на советского человека, жившего за железным занавесом, вдруг резко обрушилась западная музыка - в том числе и самого низкопробного качества. Беда только в том, что резкий наплыв элементов культуры, ещё недавно неизвестной никому, вскружил головы советского народа и дезориентировал население в его вкусах, предпочтениях и чаяниях. Не побоюсь даже сказать, что в головах советских граждан царила практически анархия от резко возросшей вседозволенности.

Послесловие…

Сегодня Александр Сергеевич вновь женат. Живёт в Париже, но иногда наведывается в Москву. Работает над новой музыкой. Позади уже борьба с советской цензурой, позади периоды полного одиночества и изматывающих поисков счастья на Западе, едва не стоивших композитору жизни. Печально осознавать то, что Зацепин всю свою жизнь отдал музыке, но на деле получалось лишь то, что он противостоял системе, сам того не желая. Он не был политиком, никогда не сверял свои поступки с коммунистическими постулатами и никогда не забывал о музыке, которая вела его всю жизнь.

Его творчество живо! Хоть сегодня подобного рода искусство практически отсутствует, так как в умах россиян чётко закреплены американские шаблоны культуры - как кинематографической, так и музыкальной. Но мы не имеем права забывать о таких композиторах как Александр Сергеевич. И, в первую очередь, потому, что именно такие люди создавали музыкальную культуру нашей страны и несли её сквозь испепеляющую цензуру режима СССР.

Введите Ваш e-mail::

 

Комментарии:

Сергей Дели    10.03.2016, 20:00 

Посвящается Александру Сергеевичу Зацепину,

Великому русскому композитору

Хочется Вам поклониться

Вас в пути судьба одарила, Видеть просторы земли. Мигом одним опалила, Светом яркой любви.

Вы небесами скорее, Можете мир разглядеть. Песни Ваши добрее, Люди мечтают их петь.

Всё когда-то уходит, Так поколения идут. Образ с Вами в народе, Счастье в сердце зовут.

Хочется Вам поклониться, В пояс до самой земли. В жизни мигом присниться, С песней сверкают огни.

Время в мелодиях мило, С нами пришло удивить. Раем слышится дивно, Вас нельзя не любить!

10 марта 2016 года, г. Североморск.

С уважением Сергей Дели.